Завтра в Москве открывается двухдневная международная конференция под названием "Социальное измерение модернизации", где организаторы планируют ответить сразу на два вопроса - для чего нужна модернизация и какой должна быть.
Хотя организатором конференции выступает Фонд поддержки гражданских инициатив "Стратегия-2020", чей бренд традиционно связывается с форумами "Единой России", но в данном случае партийных знамен не будет. Дискутировать будут по четырем секциям: "Модернизация - материальный ресурс свободы", "Кому выгодна модернизация?", "Россия в глобальной конкуренции, риски развития и риски отсталости", также искать ответ на вопрос "Как сформировать инновационную среду?".
Директор фонда Михаил Ремизов сообщил вчера на пресс-конференции в Москве, что на первой секции ожидается присутствие первого замглавы президентской администрации Владислава Суркова, а также приглашен первый вице-премьер Игорь Шувалов. Кроме того, в работе конференции должны принять участие не только привычные уху и глазу российские эксперты, но и весьма именитые иностранцы, как президент Американской социологической ассоциации Рэндалл Коллинз или президент Центра по изучению геоэкономики Карло Жан.
"Я считаю, что эта конференция свидетельствует о том, что скоро подойдет к концу вопрос о разговорах вокруг модернизации и встает вопрос о том, кто будет ее делать", - заметил один из модераторов дискуссии президент Института национального проекта "Общественный договор" Александр Аузан. "Даже если на словах сегодня все поддерживают президента в его стремлении к модернизации, - опасается Ремизов, - это не значит, что эта поддержка станет реальной и проявится, например, в экономике". Впрочем, Аузан пообещал и ему, и журналистам, что руководимая им секция будет искать тех субъектов в обществе, которым модернизация может быть не просто интересна, но и тех, кто будет готов ее делать. Он говорил об опасности и популярности инерционного мышления в российском обществе, заметив, что преодоление этой привычки потребует создания "системы компромиссов и компенсационных сделок": "Группы, которые боятся модернизации, сейчас примерно в пять раз сильнее тех, кто ее поддерживает". "Да, и для олигарха, и для бюджетника инерционная модель развития общества приемлема, но в перспективе, например в 2020 году, это грозит социальным самоубийством для многих групп общества", - соглашался Ремизов.
- Я думаю, что все субъекты модернизации имеют один общий признак - "долгий взгляд" на перспективу, на пять лет, а лучше - на десять, - предположил Аузан. - Понимаете, структуру ценностей в стране надо учитывать, у нас она даже не южнокорейская, у нас креативность стоит очень высоко в шкале ценностей, а стандарт - очень низко. Поэтому ракету мы сможем запустить, сможем запустить малый бизнес со штучным производством, а вот автопром создать или холодильники массово выпускать - вряд ли.
"Должно быть не только "долгое видение", - деликатно возразил директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев, - но и конкретные четкие планы на короткие сроки". Он отметил популярность в России консервативной модели модернизации, указав на ее риски: "Если уж элита настроена отяготить модернизацию консерватизмом, то мы должны понять, чего именно мы сделать не сможем".
О том, что модернизация стала одним из инструментов экономического противостояния в мире, напомнил Михаил Ремизов: "Не только отстающие, но и страны-лидеры сейчас озабочены модернизацией, потому что не хотят утратить свое лидерство". Поэтому он видит цель конференции не только в том, чтобы повлиять на власти или на общественное мнение, но в том, чтобы "ввести в политическую повестку "долгий взгляд", утвердить приоритет долгосрочных проектов над краткосрочными".