Федеральная антимонопольная служба намерена поправить закон о госзакупках. Как рассказал "РБГ" Михаил Евраев, начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС, ведомство планирует ввести обязательное финансовое обеспечение заказа с ценой контракта выше 10 млн рублей. Сейчас это необходимо делать при цене контракта свыше 50 млн рублей. Помимо этого служба готовит поправки в законодательство, связанные с формированием начальной цены контракта. "Заказчик должен будет обосновать начальную цену контракта, объяснить, почему он считает, что работа или услуга стоит именно столько", - отметил Евраев. Он также напомнил, что с 1 июля 2010 года все федеральные заказчики обязаны размещать заказы в форме электронных аукционов на отобранных площадках. В этой связи ФАС планирует упростить процедуру регистрации на электронных площадках. "В будущем заказчик и предприниматель должны будут проходить аккредитацию только один раз для работы на всех пяти площадках", - пояснил Евраев.
Эксперты к некоторым инициативам ФАС отнеслись отрицательно.
"Введение обязательного финансового обеспечения государственного заказа с ценой контракта выше 10 млн руб. в контексте уже принятых в июле 2010 г. изменений законодательства, безусловно, приведет к негативным последствиям для бизнеса и наверняка скажется на активности участников торгов, - уверен Михаил Иванков, замгендиректора АКГ "Развитие бизнес-систем", член экспертного совета по поддержке малого и среднего предпринимательства. - Несмотря на то что действующие в настоящее время нормы закона 94-ФЗ предусматривают обязательное финансовое обеспечение государственного заказа при цене контракта свыше 50 миллионов рублей, а при более низкой цене государственный заказчик имеет право устанавливать обеспечение, и на практике подавляющее большинство заказчиков этим правом пользовались. В то же время у государственного заказчика сегодня есть возможность не вводить финансовое обеспечение, что в свете июльских изменений законодательства приобретает особую актуальность с точки зрения возможности стимулирования участия в торгах малого и среднего бизнеса".
По мнению эксперта, оставшиеся две формы обеспечения - банковская гарантия и "замораживание" денежных средств на счетах государственного заказчика, как правило, трудно выполнимы не только для представителей малого и среднего бизнеса, но и достаточно обременительны для более крупных компаний.
При этом в соответствии с законом от бюджетных учреждений обеспечения контракта вообще не требуется. "То есть бюджетные учреждения уже сегодня имеют существенные преимущества перед любыми иными участниками торгов, причем не только перед представителями малого и среднего бизнеса. Думаю, что новая инициатива ФАС - очередной логичный шаг на пути "выдавливания" негосударственных структур с рынка государственных закупок", - отметил Михаил Иванков.