27.09.2010 23:01
    Поделиться

    Кирсан Илюмжинов: ФИДЕ - не место для политических разборок

    Кирсан Илюмжинов уже почти выиграл выборы президента ФИДЕ

    39-я Всемирная шахматная олимпиада в разгаре. Однако на этой неделе внимание будет приковано не только к раскладам на шахматных досках, но и к голосованию за претендентов на пост главы ФИДЕ.

    Действующий президент этой организации и кандидат Кирсан Илюмжинов, которого поддер живают большинство шахматных федераций, рассказал корреспонденту "РГ" о перипетиях спортивной и предвыборной борьбы.

    Российская газета: Уже неделю Ханты-Мансийск является мировой шахматной столицей. Довольны ли участники и гости соревнований тем, как организован такой большой и значимый турнир?

    Кирсан Илюмжинов: Насчет масштабов вы правы. На олимпиаду впервые приехали гроссмейстеры из 160 стран мира. Со многими из них я общался лично, провел встречи примерно с двадцатью командами. Например, со сборными США, Украины, России, Азербайджана, Кореи, Японии. И все отмечали отличную работу оргкомитета по всем направлениям. Это касается обеспечения безопасности, условий проживания, питания, транспортировки, а также подготовки спортсменов и непосредственно проведения соревнований: есть два удобных турнирных зала, интернет-центр для шахматистов с бесплатным выходом в Сеть. Для журналистов также оборудован отличный пресс-центр. А поклонники шахмат, находящиеся в любой точке земного шара, могут зайти на сайт турнира и смотреть трансляции в режиме онлайн. Ходы передаются мгновенно. И на самих соревнованиях все четко. У главного арбитра турнира, которым, кстати, впервые в истории стала женщина, тоже никаких замечаний.

    Единственное, наши участники из Африки - шахматисты из Конго и ЮАР - переживали, что в это время в Ханты-Мансийске будет холодно, и побаивались ехать на экскурсию в тайгу. Но погода не подвела!

    РГ: Будучи россиянином, вы болеете за наших шахматистов? Или как президент ФИДЕ сохраняете нейтралитет и беспристрастно следите за происходящим?

    Илюмжинов: Конечно? болею. И считаю, что это абсолютно нормально. Предыдущий президент ФИДЕ Флоренсио Кампоманес, когда проводили Олимпиаду на Филиппинах, тоже болел за свою команду. Правда, тогда "золото" взял Советский Союз. Мне бы очень хотелось, чтобы эта награда вернулась в Россию. Ведь в последнее время сборные не радовали нас олимпийскими победами.

    РГ: За счет чего ситуация может поменяться в Ханты-Мансийске?

    Илюмжинов: Я разговаривал с лидерами, капитанами наших команд Владимиром Крамником, чемпионкой мира Александрой Костенюк. По их настрою я почувствовал, что ребята готовы биться за самые высокие места, за золотые медали. У них появился командный дух, которого не было в прошлые годы, но который очень важен на таком турнире как олимпиада. Кроме того, председатель наблюдательного совета Российской шахматной федерации, помощник президента Аркадий Дворкович сделал все возможное, чтобы команда хорошо подготовилась, а значит, и достойно выступила.

    РГ: 29 сентября пройдут выборы президента ФИДЕ. Но уже сейчас понятно, что вас, вашу программу поддерживает большинство шахматных федераций. От ваших оппонентов - Карпова и активно поддерживающего его Каспарова - чего ждете?

    Илюмжинов: Да, 93 страны сейчас официально поддержали мою программу, мою кандидатуру на пост президента ФИДЕ. Но у нас демократические выборы, поэтому другой кандидат имеет полное право бороться до последнего. Хотя уже всем очевидно, что кампания Карпова, в том числе и его союз с Каспаровым, больше похожа на пиар-акцию. Вопрос в деньгах и в политических амбициях. Они решили ограничиться голой критикой в мой адрес, а какую-то четкую программу того, что они планируют сделать в ФИДЕ, так и не предложили. На мой взгляд, они хотели бы вернуть те времена, когда ФИДЕ работала только для чемпионов мира. Мой принцип прямо противоположный. Меня потому и избрали президентом в 1995 году. Тогда я сломал стереотипы. Я сказал, что ФИДЕ - это организация для всех национальных федераций, для многих миллионов любителей шахмат. Один раз они уже сделали все для того, чтобы развалить ФИДЕ, разрушить шахматное единство. Мне пришлось по осколкам собирать этот шахматный мир.

    РГ: В одном из недавних интервью в западной прессе 13-й чемпион мира охарактеризовал 12-го как "марионетку". Якобы именно он будет на деле руководить ФИДЕ в случае избрания Карпова.

    Илюмжинов: К счастью, шахматный мир уже отлично разобрался в этой ситуации. Все понимают: ФИДЕ - не место для политических разборок и решения персональных задач.

    РГ Сейчас вы даже приняли решение уйти с поста президента Калмыкии, чтобы сосредоточиться на шахматах. Появился какой-то особый проект, который требует много времени и сил?

    Илюмжинов: Когда я совмещал два этих дела, я в любом случае старался делать максимум и для Республики Калмыкия, и для шахмат. Но сейчас все-таки принял решение сконцентрироваться на работе во Всемирной шахматной федерации и осуществить те программы, которые наметил. Например, программу "Шахматы в школах". В ФИДЕ входят 170 стран мира. В некоторых странах уже действует эта программа. Например, в Турции, Азербайджане, Армении, в некоторых регионах России. В Калмыкии "Шахматы в школах" появились в 1994 году и сейчас сто процентов детей - юные шахматисты. Это очень позитивно влияет на дисциплину, на развитие интеллекта ребенка. Поэтому в следующие четыре года избрания президентом ФИДЕ я хочу добиться, чтобы идея прижилась во всех странах, чтобы шахматы вошли в обязательную программу обучения. В этом направлении придется активно работать: много ездить, вести переговоры с министерствами образования. Кстати, сейчас мы уже в процессе подписания соглашения о сотрудничестве с ЮНЕСКО.

    РГ: Недавно у вас появился еще один фронт работ. Как возникла идея построить шахматный центр на так называемом "Граунд зеро" в Нью-Йорке, где раньше стояли "Башни-близнецы"?

    Илюмжинов: Вокруг этой земли много споров. Одни хотят построить на этом месте церковь, другие мечеть, третьи казино. А я предложил построить Всемирный шахматный центр. Шахматы - это та игра, которая объединяет народ и религии. У меня есть инвесторы, спонсоры, архитекторы, которые помогут купить землю и спроектировать центр. Мы хотим открыть Международную шахматную академию, бесплатную шахматную школу для детей, проводить раз в год турниры памяти погибших 11 сентября и другие благотворительные соревнования. Это был бы такой интеллектуальный центр жизни Нью-Йорка, Америки и всего мира. По-моему, эта идея пришлась по душе и пользуется поддержкой.

    Поделиться