Собственно, сочинский клуб уже удивил. Баннерами на Рублевском и Рязанском шоссе, профессиональными роликами на центральном телевидении может похвастаться далеко не каждая команда даже Премьер-лиги. Не говоря уже о том, что от услуг Дэвида Бекхэма так просто не отказываются (если верить одному из плакатов, в Сочи - отказались).
Чем нынче живет сочинский футбол, вместе с журналистами других влиятельных изданий на минувших выходных выяснял корреспондент "Российской газеты".
В новом аэропорту города нашу делегацию встретил директор по пиару клуба Андрей Малосолов, еще недавно трудившийся на стезе пресс-атташе РФС. И сразу, что называется, с места в карьер: завтрак в "Хилтоне". Правда, пока с оговоркой. Фешенебельный отель появится в городе через пару лет, на месте нынешнего семейного пансионата, где сейчас квартирует команда клуба. Важно, что новая гостиница, равно как и огромный торгово-развлекательный центр, который расположится по соседству, станут частью инфраструктуры "Жемчужины" - таковы планы ее нынешнего владельца.
Но об этом мы узнали уже в офисе клуба, находящегося ныне в Адлере. Лейтмотив беседы - степень политизированности сочинского проекта. Распространенное мнение: в столице Олимпиады-2014 любой спорт должен быть на уровне, тем более футбол, - вот и помогают "сверху". Разубеждали нас "экскурсоводы" из клубного руководства, молодые, подтянутые - лицо амбициозного менеджмента клуба.
По их словам, "Жемчужина" - частный клуб, каких в России по пальцам одной руки можно пересчитать, в основе которого - стремление максимально сократить издержки содержания команды. Своей цели в клубе намерены добиваться способами нетрадиционными для большинства клубов. Реализуются специальные партнерские программы, суть которых не спонсорство, а сотрудничество посредством самых разных скидок и услуг.
Как пример, в популярной сети продуктовых магазинов города появились лотки, где можно приобрести товары с клубной символикой. Есть подобный стенд и в офисе клуба: надо признаться, что в оранжевых упаковках в общем-то обычные товары выглядят наряднее и привлекательнее. Пока на таких лотках не хватает пива, но, как нас заверили, это дело времени.
На сегодняшний день в партнерах у "Жемчужины" около 100 предприятий. И, к слову, московская реклама - результат все тех же партнерских соглашений и связей.
Вообще "Жемчужина" стремится найти свою нишу в самых разных областях жизни. По городу расположены сотни кулеров с логотипом клуба, в ближайшем времени планируется выпуск одежды. Подходит к концу конкурс "Мисс "Жемчужина Сочи"-2010". Об эффективности этих и многих других инициатив работники клуба предлагают судить всем желающим самим: посещаемость матчей "Жемчужины" благодаря всевозможным акциям увеличилась на 20 процентов.
У клуба есть даже свой пляж, на котором побывал и, конечно же, искупался в море и корреспондент "РГ". До реконструкции пляжа руки пока не дошли, но, по словам Малосолова, он уже - лучший в городе. Вдалеке вдоль берега - шпили многочисленных кранов: это Имеретинская долина, где вовсю идет олимпийская стройка.
Кстати, готовятся в Сочи к Олимпиаде глобально. В этом мы могли убедиться по пути из Адлера на стадион, который располагается непосредственно в городе. Возводятся новые гостиницы, всевозможные развязки, сами спортивные объекты: работа не прекращается ни на минуту.
После Игр в наследство "Жемчужине" достанется 40-тысячный олимпийский стадион. Нынешнее пристанище клуба небольшое, утопает в зелени, с уютной атмосферой. Подъезд к стадиону пестрит оранжевыми машинами: весь рабочий транспорт выкрашен в клубные цвета и с одними и теми же номерами 777 - на удачу.
Несмотря на то что стадион ветхий, уже не первую игру "Жемчужины" транслируют по телевидению. По словам Малосолова, сказанным не без гордости, всего на арене установлено 12 камер плюс передвижная на бровке, позволяющие получать из Сочи достаточно качественную картинку.
Болельщики у "Жемчужины" на особом счету. За каждого посетителя клуб действительно борется. Опять же посредством различных акций: например, проводятся дни диаспор, самые разные конкурсы. Каждый матч предваряют выступления группы поддержки, в которую болельщики могут записать и своих детей. На трибуне имеется "семейный сектор", а также фанатский, который на каждом матче не умолкает ни на миг.
"Разве может клуб-политпроект несколько матчей подряд упускать победу на последних минутах", - рассуждал перед матчем первого дивизиона против курского "Авангарда" Андрей Малосолов. Убедительности словам директора по пиару придали сочинские футболисты. Ведя со счетом 3:0, хозяева позволили аутсайдеру турнира забить два мяча. "Умирайте на поле!" - призыв с трибун отрезвил футболистов, и победу "Жемчужина" отстояла.
Пристальным вниманием торсиды игроки клуба пока не обременены. Зато у выхода из-под трибун полно детей, которые с радостными криками окружают каждого появляющегося футболиста. Те, разумеется, не отказывают расписаться и сфотографироваться, и правильно делают. Ведь будущее футбола, в том числе и в Сочи, прежде всего за его маленькими фанатами.