27.09.2010 23:30
    Поделиться

    Закон о запрете рекламы магов и целителей могут оспорить в Конституционном суде

    Громкая инициатива депутатов Госдумы - запретить рекламу магов и целителей - вызвала споры не только в колдовской среде, но и в серьезных научных кругах.

    Противники идеи уверены, что закон, если его примут в нынешней редакции, вполне может быть обжалован в Конституционном суде. Сторонники же, которых у проекта не меньше, считают, что давно пора снять порчу с наших СМИ и закрыть туда вход колдунам, и особенно - шарлатанам.

    Впервые законодатели вторгаются в непознанное, поэтому рассудить стороны трудно. В первом чтении уже принят проект поправок в Закон "О рекламе", запрещающих рекламировать оккультно-мистические услуги, и особенно лечение нетрадиционными способами. Предусматривается только одно исключение: коммерческое право доступа в СМИ получат специалисты, занимающиеся народной медициной, у которых есть соответствующие дипломы.

    Само понятие "целитель" в законе есть. Лицензии же целителям выдают только органы здравоохранения исполнительной власти субъекта Федерации. Надо подчеркнуть, что речь идет не о колдовстве, скорее о народной медицине. Но и людям, обладающим какими-то уникальными способностями, получать официальные корочки тоже можно.

    За работу же знахарем без лицензии предусмотрен штраф в размере 25 минимальных размеров оплаты труда. Теоретически любой целитель может попасть и под Уголовный кодекс, если залечил кого-то до смерти.

    Лучший способ (но не самый легкий) получить официальное признание для целителя - обратиться в Центр по сертификации Федерального научного клинико-экспериментального центра традиционных методов диагностики и лечения при Росздравнадзоре. Здесь человека серьезно проверят медики, ученые, а также чиновники. Правда, обращение в этот центр - дело добровольное. Теоретически лицензию целителя можно получить у местных властей и без такого сертификата. Но если центр внесет человека в официальный реестр целителей, это уже серьезно.

    Проверка здесь очень строгая. По официальным данным, примерно 80 процентов знахарей, обратившихся в центр за сертификатом, получают отказ. При этом признается, что объективного способа проверки необычных возможностей человека нет. Хотя само явление, скорее всего, существует, и даже в реестре центра по сертификации есть такие люди.

    Например, вот данные Юлии А., внесенной в официальный реестр центра при Росздравнадзоре. "По свидетельству родителей, необычные способности появились в трехлетнем возрасте, после перенесенной клинической смерти", - говорится на сайте центра.

    - Конечно, надо четко отделить магов и колдунов от экстрасенсов. Это совершенно разные понятия, - сказал "РГ" доктор медицинских наук, профессор психиатрии, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов.

    По его словам, целитель - это вариант экстрасенса, который оказывает помощь. Как врач или фельдшер получает профессиональный диплом, так и целитель получает удостоверение в центре Росздравнадзора.

    - Когда речь идет о магах и колдунах, то они предлагают варианты психологической помощи, - говорит Михаил Виноградов.

    По его словам, маги, колдуны и прочие чудотворцы, собирающиеся дать рекламу в СМИ, должны предъявлять свидетельство частного предпринимателя и, поскольку их деятельность граничит с психологической помощью, - свидетельство, что у них есть психологическое образование. Тогда они могут предлагать свои услуги, к примеру: "Налажу отношения в семье" или что-то еще.

    - Закон должен быть очень взвешен, ведь то, что сейчас делается на страницах газет, - это кошмар, и его нужно отрегулировать разумными рамками, - говорит Михаил Виноградов. - Экстрасенсорные способности можно и нужно замерять и классифицировать. Центр, который я возглавляю, работает со Следственным комитетом при прокуратуре РФ и МВД по методам нестандартного поиска при раскрытии особо тяжких преступлений и поиску без вести пропавших.

    Зато создатели передачи "Битва экстрасенсов", которая идет на ТНТ, поддержали законопроект о запрете рекламы "магических услуг". А вместе с ними, говорят они, стоит ограничить телевизионные смс-лохотроны, в которых ясновидящие предсказывают судьбу зрителям.

    - Мы считаем это одурачиванием, - говорит продюсер "Битвы экстрасенсов" Мария Шайкевич. - В нашей же передаче испытывают способности людей, которые называют себя экстрасенсами. И это невозможно запретить ни в одном обществе.

    Чтобы шарлатанов в дальнейшем стало меньше, многие законодатели предлагают утвердить единый образец дипломов, а государственную сертификацию целителей сделать обязательной.

    как вам это

    Татьяна Яковлева, член Комитета Госдумы по охране здоровья:

    - Колдуны, оказывающие сомнительные услуги, в результате своей деятельности часто наносят моральный и физический вред людям. В последнее время проблема приобрела такой размах, когда уже на законодательном уровне необходимо оградить граждан от навязчивой рекламы разного рода лжеспециалистов и, как следствие, сохранить их здоровье.

    Энергетические целители, избавляющие от всех болезней разом одним только взмахом руки, - это не безобидные бароны Мюнхгаузены, а лжецы, отнимающие жизни. Только в прошлом году в Москве к услугам магов и целителей, по данным МВД, прибегало 300 тысяч человек, а Русская православная церковь считает, что 800 тысяч. По данным же соцопросов, примерно 20 процентов россиян хоть раз да обращались к чародеям.

    Дарья Миронова, экстрасенс:

    - Реклама экстрасенсов нужна. К примеру, в США есть огромный рынок психоаналитиков, которые помогают человеку разобраться во внутренних психоэмоциональных проблемах. В России люди, которые обладают способностями экстрасенсов, выполняют отчасти функции психоаналитика. Но ограничение рекламы людей с экстрасенсорными способностями необходимо. На мой взгляд, нужна классификация экстрасенсов. Я проходила сертификацию своих способностей, работала с комиссией, которая выдала официальное научное заключение, оценивающее мою работу. Закон, регулирующий деятельность экстрасенсов, поможет пациентам не ошибиться.

    Поделиться