Несмотря на гранты в 500 тысяч рублей, молодые педагоги не хотят оставаться в селах

Из 25 вакансий, выделенных Кировской области на участие в федеральной программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2012 годы, в начале учебного года занятыми оказались лишь 9.

Новоиспеченный преподаватель русского языка и литературы Анастасия Обухова позвонила в школу N 1 города Белая Холуница лишь после того, как выяснилось - в Кирове, где она отучилась 5 лет, работу по специальности ей не найти. О том, что она может попасть в "пятисоттысячники", Анастасия узнала уже по факту.

Школа ей понравилась. Неудивительно: она в числе 16 учебных заведений региона должна стать опорным центром образования, где сосредоточены новейшие технологии. Дважды выигрывала гранты в рамках нацпроекта, на эти деньги куплены электронные доски, компьютерные комплексы и другое оборудование. Коллектив педагогов - молодой. Отчего хоть и приятная, но проблема - сейчас десять (!) молодых учительниц одновременно находятся в декретном отпуске. Из них две - как раз преподаватели русского языка и литературы. Благодаря чему, собственно, и освободилось место для Анастасии.

Молодая "литераторша" коллективу тоже понравилась - коммуникабельна, умеет общаться с детьми. В работу она сразу окунулась с головой - еще бы, 3 класса по 25 человек. Только на проверку тетрадок ежедневно нужно несколько часов. Впрочем, как говорит Анастасия, знала, на что шла.

Это, увы, тот редкий сегодня случай, когда молодой человек идет в педвуз не за "корочками", а действительно по призванию. Много ли таких?

Проректор по учебной работе Вятского государственного гуманитарного университета (как раз того самого, что окончила Анастасия Обухова, а из 9 кировских "пятисотысячников" семеро - выпускники этого вуза) Елена Ходырева развернула передо мной такие данные: в 2008 году в школы трудоустроилось 58 выпускников, в 2009-м - 75, в этом итоги еще не подведены, но хотели устроиться 152. Это около 35 процентов. Но проблема в том, что потребность образовательных учреждений региона в учителях фактически равна выпуску. И чтобы закрыть ее полностью, все 100 выпускников должны идти в школу.

Но в то, что это возможно, не верит никто. Как считает Елена Ходырева, причин тому несколько. Начиная от личностных возможностей отдельно взятого выпускника работать в школе и заканчивая целым списком "глобальных" проблем. Из которых зарплата - далеко не на последнем месте.

"Несмотря на все усилия, престиж учительской профессии остается низким, - говорит она. - И он определяется в том числе и уровнем зарплат, которые государство предлагает начинающему учителю. И если даже с учетом различных доплат она составляет 5 тысяч рублей, общественное мнение не будет переломлено".

Кроме того, нужно учитывать завышенные потребности нынешних молодых людей - не только учителей. Они хотят всего и сразу - зарплату, должность, карьеру. Немногие из них понимают, что все постепенно. И село сегодня, увы, не самая лучшая стартовая площадка. Они прикидывают, смогут остаться здесь жить или нет. А федеральная программа как раз и предусматривает закрепление молодого педагога с помощью этих 500 тысяч на данной территории. За 5 лет, которые, по ее условиям, должен отработать молодой педагог, многое что может произойти - появится семья, дети. А там уже не до переездов. И, взвесив все, они решают - пусть лучше без этих 500 тысяч, но остаться в Кирове.

Кстати, эту разницу в подходах к жизни между прежним, еще советским поколением педагогов и нынешним отмечают многие. Если вспомнить, на какие условия ехали молодые педагоги в сельскую школу лет 30 назад, когда им в лучшем случае предоставляли койку в общежитии или дом-развалюху, нынешняя программа покажется раем. Еще бы, на эти деньги в большинстве случаев можно купить не только квартиру, но и машину. И среди молодых учителей, по идее, должен быть "бешеный" конкурс. Кстати, конкурс предусмотрен и условиями программы. Но пока налицо "конкурс наоборот". Когда не школа выбирает выпускников, а выпускники - школу.

Например, в среднюю школу поселка Кумены обращались аж 9 кандидатов, но, выслушав условия, ни один не изъявил желания приехать туда работать. А между тем Кумены - это райцентр в часе езды от областного центра. Мало того, там сразу предоставляют благоустроенную комнату, за которую даже платить не надо - это берет на себя муниципалитет. Но желающих - нет.

Вообще любопытно, что в списке вакансий практически нет "медвежьих уголков". Все школы - либо в райцентрах, либо в крупных поселках. Но даже туда молодые педагоги ехать желанием не горят.

С тем, что статусность учителя определяется материальным положением, согласен и глава департамента образования Кировской области Анатолий Чурин: "Мы пытаемся найти людей, но на 25 вакансий нашлось только 9 претендентов. Настораживает, что даже на таких условиях в школу никто не рвется. При том что у нас в области принята примерно такая же программа, когда молодые учителя при трудоустройстве в школу получают грант в 100 тысяч рублей, но мы еще ни разу не выбрали эти деньги полностью. Кроме того, молодые учителя сразу получают подъемные в 6 месячных окладов. Видимо, назрела ситуация в отрасли, когда нужно резко повышать зарплату, поскольку те надежды, которые связывались с введением новой отраслевой системы оплаты труда, сегодня не оправдались. Поскольку фонд оплаты труда не получил достаточное количество средств, и обеспечить стимулирующие выплаты у нас просто не получается".

Вторая причина, по его словам, в том, что педобразование претерпело существенные изменения. И не готовит специалистов, которые могли бы в современных условиях "смело идти в школу". Молодежь ее просто боится. "Учитель должен серьезно владеть технологиями преподавания, знать возрастную психологию детей, - говорит он. - Но, к сожалению, за последние годы наши вузы это направление существенно сократили..."

К чему это может привести в дальнейшем, хорошо показывает статистика. Вятское учительство стремительно стареет. 63 процента вятских учителей отработали в школе более 20 лет. 16 процентов - пенсионеры. И лишь всего 12 процентов учителей со стажем менее 10 лет. А ведь Кировская область по качеству образования входит в десятку лучших регионов страны.

Что дальше?