29.09.2010 23:47
    Поделиться

    Свердловские комбинаты школьного питания не соответствуют новым санитарным нормам

    На Среднем Урале более половины школьных пищеблоков морально и технически устарели, но бизнес, организующий питание, не торопится с модернизацией.

    Охват школьников горячим питанием в области достаточно высок - 90,8 процента, в том числе в начальной школе - 99,8 процента, в пятых-одиннадцатых классах - 84,4. На эти цели из бюджета ежегодно выделяется порядка 15 миллиардов рублей. Кроме того, на капитальный ремонт пищеблоков в этом году было израсходовано 60 миллионов рублей, закуплено 127 единиц оборудования на 12 миллионов рублей и заменено посуды и инвентаря на пять миллионов.

    Однако в областном министерстве торговли, питания и услуг признают, что создать отлаженную и высокоэффективную систему питания пока не удается. Материально-техни­ческая база предприятий школьного общепита остается отсталой, не внедряются автоматизированные технологии. В настоящее время свои пищеблоки имеются у 96 процентов областных школ (это 1200 единиц), но 37 процентов из них - "доготовочные" столовые, рассчитанные на полуфабрикаты, а более половины работают в режиме полного технологического цикла, что сопряжено с большим количеством нарушений. Из 32 комбинатов питания, функционировавших в прошлом году, все еще действуют 25, при этом только 10 заняты производством полуфабрикатов, оставшиеся ограничиваются административными функциями и доставкой сырья.

    Износ производственного и холодильного оборудования в школьных пищеблоках составляет порядка 60-70 процентов. Полной замены требуют 15 процентов используемых мощностей и еще 32 - дополнительной комплектации. Так, в 20 процентах школ алюминиевая посуда все еще не заменена нержавеющей.

    Проблему модернизации системы школьного общепита руководители организаций, обеспечивающих его, объясняют шаткостью своего положения. Дело в том, что договоры на такие услуги заключаются на конкурсной основе не более чем на год. Как следствие - у арендаторов нет мотивации обновляться, поскольку неясно, будут ли они работать на этом месте через 12 месяцев или уступят место конкурентам (в данный момент частные фирмы обеспечивают порядка четверти школьного общепита, оставшееся поле почти поровну делится между комбинатами и самостоятельной организацией питания руководителями образовательных учреждений).

    Остро стоит и кадровая проблема - при заработной плате в 5-6 тысяч трудно требовать от работников пищеблоков высокой квалификации; в отрасли остро не хватает технологов, диетологов. Средний возраст работающего в школьном общепите персонала - более 40 лет.

    Соблюдение федеральных санитарных норм в таких условиях может стать невыполнимой задачей. В частности, с 1 января 2010 года нельзя использовать для детского питания замороженную птицу - готовить надлежит только охлажденную. Но в большинстве муниципальных образований не налажена система транспортировки этого скоропортящегося продукта и нет соответствующих условий его хранения - поэтому готовят по-прежнему из замороженного сырья.

    И это только полбеды. Согласно нормам, действовавшим до 2010 года, замороженную птицу можно было использовать, но с условием - чтобы срок ее хранения не превышал полугода. Современные же замороженные продукты, поступающие на школьные кухни, могут пролежать в морозильной камере и год, и два, что для детского питания категорически неприемлемо. С 1 января 2011 года нормы станут еще более жесткими - нельзя будет использовать не только замороженную курицу, но и свинину с говядиной. Уже сейчас можно прогнозировать, что это требование не будет выполняться повсеместно.

    Екатеринбург попытался решить проблемы в организации питания школьников радикальным способом: организовали десять автономных муниципальных учреждений на базе школьных столовых, которые начали действовать с 1 января текущего года. Юрист управления образования администрации города Ольга Ефремова рассказала, что толчком к этому послужило письмо УФАС, содержавшее запрет на проведение конкурса на предоставление услуг школьного питания, так как это не нужды муниципалитета. Антимонопольщики также выдали предписание о необходимости проведения конкурсов на заключение договоров аренды муниципального имущества.

    Чиновники Екатеринбурга резонно предположили, что предприниматель, который обязан в случае победы на конкурсе заплатить от 50 до 500 тысяч рублей только за право заключения договора, свои затраты неминуемо переложит на плечи потребителей либо начнет экономить на качестве питания. Поэтому и пошли по пути создания автономных муниципальных учреждений, для которых областное финансирование представлено в виде субсидий.

    Ольга Ефремова отмечает главный плюс такой системы - управляемость и подконтрольность: для учреждений установлено муниципальное задание, где утверждены нормативы и стоимость питания школьников.

    И все же, как отмечает начальник отдела развития общественного питания областного министерства торговли, питания и услуг Ольга Мекерова, наиболее эффективной системой организации школьного питания по-прежнему остаются комбинаты.

    - Во-первых, это профессиональные кадры, во-вторых, закупка сырья у прямых поставщиков по более низким ценам. Сейчас продукты для школьного питания зачастую закупаются в розничных сетях по высоким ценам, а средства на это ограничены по количеству учеников. Следовательно, чем дороже продукты, тем беднее рацион.

    Стоит отметить законодательные новинки в области школьного питания - с нового года областное финансирование будет не только у муниципальных школ, но и у негосударственных, имеющих аккредитацию и реализующих в полном объеме государственные образовательные программы. Соответствующие изменения областного закона "Об образовании" в первом и втором чтениях уже приняты Думой. Негосударственных образовательных учреждений, подпадающих под действие поправок, в области двенадцать, обучаются в них 1015 человек. Как правило, это православные гимназии, профильные школы (например, художественные), а также учреждения, реализующие программы духовно-нравственного, культурного, исторического или патриотического воспитания. Такие организации обычно существуют на благотворительные средства, а обучаются там дети из малообеспеченных и неблагополучных семей. На финансирование нововведения ежегодно потребуется порядка двух-трех миллионов рублей из областного бюджета.

    Поделиться