Бензин в России будет дешеветь, а качество улучшаться. К такому обнадеживающему выводу пришли вчера участники дискуссионной площадки на международной конференции "Биржевые и внебиржевые рынки нефтепродуктов в России". Но что может сподвигнуть нефтяных гигантов к революционным переменам: внешний шок, связанный с падением спроса на нефть и нефтепродукты или биржевая конкуренция?
По словам известного аналитика и прогнозиста, генерального директора Института энергетической стратегии Виталия Бушуева, нефтяная эра в глобальной энергетике продержится еще максимум до 2020 года. Дальше мир неизбежно будет переходить на другие источники энергии. Что в этом случае делать России с ее нефтью и нефтепродуктами, добыча и переработка которых ежегодно растет? Уже в ближайшее годы нефтяным компаниям придется задуматься о способах переориентирования нефтяных экспорта на внутренний спрос, который должен быть доходен и "премиален". По словам замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолия Голомолзина, в 2009 году тонна нефтепродуктов в России стоила 3,5 тысяч рублей, что выше, чем на мировых площадках. Но нефтяники гнали "черное золото" на экспорт. ФАС такие "чудеса" объясняет исключительно доминирующим положением на рынке нескольких нефтяных компаний с их десятками "дочек" и "внучек". ФАС, по его словам, уже 10-15 лет пытается привести в чувство нефтяников. "Пока мы выиграли только один суд, когда компания выплатила 1 миллиард рублей оборотного штрафа за сговор. Но количество выигранных дел будет расти", пообещал Голомолзин. По его словам, никуда не денутся нефтяные компании и от биржевых торгов. Основные расследования связаны с внебиржевыми оборотом нефтепродуктов, который занимает 90 процентов на рынке В итоге конечные цены на заправках растут. "Это равносильно тому, что бананы в Африке стоят дороже, чем в Европе", - поддержали его репликой из зала.
По словам Голомолзина, ФАС подготовила несколько ключевых поправок в законодательство. Во-первых, антимонопольщики хотят обязать НК раскрывать условия, на каких они торгуют с "дочками". Во-вторых, регистрировать на биржах все небиржевые сделки. "А биржи, в свою очередь, должны публиковать соответствующие индексы", -добавляет Голомолзин. Кроме того, ФАС России намерена добиться запрета на совмещение оптовой и розничной торговли нефтепродуктами одному и тому же юридическому лицу одновременно. Предполагается, что подобная инициатива позволит сделать рынок розницы более прозрачным. А ценам стать более предсказуемыми.
Директор департамента переработки нефти и газа минэнерго Петр Дегтярев уверен, что к снижению цен должен подтолкнуть технический регламент о нефтепереработке. Он заставит модернизировать производства, улучшать качества топлива. Во-вторых, в среднесрочной перспективе нефтяные компания столкнутся с проблемой реализации объемов нефти на внешних рынках и будут вынуждены бороться за внутреннего потребителя. А конкуренция приведет к снижению цен во всех "чувствительных" к нефтепродуктам секторах экономики. Так может быть и биржевая торговля тогда не потребуется, предположили участники дискуссии?
Юрий Белоусов, координатор проекта одной из электронных торговых площадок, объединяющих участников рынка нефтепродуктов:
Почему биржи не удается развить таким образом, чтобы они стали законодателями справедливых цен?
Потому что сегодня они пытаются развить спотовый, наличный рынок. А инструментов хеджирования рисков нет. Как обезопаситься, если я купил стандартный контракт на бирже, а по факту мне доставили его не в то время и не того качества? Вот и проходят пока только адресные сделки между покупателями и продавцами. Мировые биржи потратили на создание инструментов защиты рисков более ста лет. На мой взгляд, российским площадкам для этого понадобится как минимум десять лет. Наши убеждения, что рынку сейчас нужны расчетно-фьючерсные контракты, которые позволили бы предупреждать риски. Но пока биржи в этом направлении не смотрят.
Второй минус. Очень низкая ликвидность этих площадок. Потому и не удается создать биржам ориентировочные индексы, основанные на ценах реальных сделок. Торги проходят на различных площадках, их порядка 26 по нашей стране. Вывести какой-нибудь единый индекс, который бы учитывал состояние цен на всей территории России, на мой взгляд, бесперспективно. Нужен в идеале тот индикатор, который показывает ситуацию онлайн. К тому же индексы, основанные на вчерашних сделках, не так интересны, как ожидание рынков. То есть наблюдать открытые позиции участников торгов на терминалах мировых бирж гораздо заманчивей. Что касается анонимности торгов, то, думаю, ее вводить не надо. Нельзя обезличить поставщика продукта, так как каждый завод работает по своим техническим условиям. Если кто-то купил топливо на бирже определенного качества, а я ему поставлю топливо качеством хуже, кто в таком случае будет возмещать убыток? Равно, как и наоборот, кому будет доплачивать потребитель, если с биржи ему придет продукция более высшего качества. То есть, при заключении сделки участники должны понимать, сколько будет стоить эта разница от стандартного контракта. Пока этого сделать невозможно. Соответственно покупатель изначально ориентируется на определенный завод, компанию и качество производимого топлива. Попытки ФАС и минэнерго найти и обосновать формулу предельной рыночной цены на нефтепродукты, тоже вопрос дискуссионный. Россия большая по территории страна и расстояние между заводами тоже очень большое, поэтому цены формируются в регионах, на основе спроса и предложений. Соответственно очень сильно отличаются даже между регионами. А бензин в России подешевеет тогда, когда будет конкуренция. Здесь, я полностью согласен с ФАС.