К концу года происходит смещение экономико-географических акцентов сотрудничества в СНГ в основном в регионы Союзного государства. Это обусловлено практикой всестороннего экономического сотрудничества Беларуси с Россией, в первую очередь индустриально-технологическим, транзитным потенциалом Союзного государства. Вот лишь несколько свежих примеров тому.
В Беларуси вводятся в действие совместные предприятия и производства с участием России (особенно в сфере сельхозмашиностроения), а также стран Закавказья, Украины, ряда других стран экс-СССР. Плюс к тому именно через Россию и по трансчерноморскому парому порт Кавказ - порт Поти (Грузия) за январь-сентябрь более чем вдвое возросли перевозки грузов в торговле между Беларусью и Арменией.
Кроме того, увеличиваются поставки разнообразной белорусской сельхозпродукции в Россию. В том числе картофеля: до конца текущего года, по данным региональных сельхозведомств РФ, в Россию будет поставлено не меньше 50 тыс. тонн клубней. Кстати, отпускная цена картофеля минимум на 15 процентов ниже, чем большинства российских поставщиков, а направляется этот белорусский товар и в уральские, и в сибирские субъекты РФ.
Примечательна и более согласованная политика транспортных ведомств как России, Беларуси, так и соседней Литвы. Причем такой подход стимулирует, в частности, промышленное производство в России и ее промышленный экспорт.
По данным недавнего совещания этих ведомств в Москве, на белорусских железных дорогах в первом полугодии нынешнего года на рекордную величину - на 70 процентов - снижены тарифы на перевозку сжиженных газов через Беларусь с российской станции Каргала (Южно-Уральская железная дорога ). Это способствует росту экспорта Россией переработанного газа, а не газосырья. Наполовину снижены тарифы на возврат (пробег) собственных порожних вагонов из-под выгрузки черных металлов назначением на станцию Новолипецк. А это содействует не только росту экспортных перевозок российских металлотоваров через Беларусь и калининградские порты, но и лучшему транспортному обеспечению внутрироссийского спроса на черные металлы.
В то же время, по заявлению замминистра транспорта Литвы Штараса Арунаса, "в 2009-2010 годах Литва не повышала тарифы на перевозку грузов в калинин градском направлении, а главный его коридор прежний: через Беларусь - Литву". Вдобавок литовской стороной снижены тарифы на ряд грузов по этому направлению.
Так что Россия и Беларусь совместно улучшают транспортно-экономические условия для российского крайнего запада. В развитие этой тенденции российская сторона на том же совещании, сообщив о развитии трансбалтийского паромного пути Калининградская область - Германия (Балтийск - Засниц), предложила Беларуси и Литве понизить тарифы на российские и транзитные грузы по направлению к трансбалтийским паромам. Минск и Вильнюс выразили готовность вскоре обсудить это предложение.