Для актрисы Центрального Театра Советской Армии Людмилы Касаткиной фильм "Укротительница тигров" был ее дебютом в кино.
Российская газета: Людмила Ивановна, вы больше 60 лет работаете в одном театре. Это - рекорд.
Людмила Касаткина: Да, я до сих пор работаю в Театре Российской Армии. Играю два спектакля - "Школу любви" и "Странную миссис Сэвидж". Недавно простилась со спектаклем "Шарады Бродвея". Он 18 лет шел на аншлагах! "Сэвидж" поставил Колосов, в перерыве между фильмами (кинорежиссер Сергей Колосов - муж Людмилы Касаткиной. - Прим. Авт.). Сейчас я занята поиском новой пьесы, новой судьбы, которую хотелось бы сыграть. Мечтаю о комедии.
В антрепризах принципиально не играю. По-прежнему, езжу на гастроли. Правда, теперь не с творческими вечерами. Только в Петербурге устроили один, юбилейный. Но вот мне говорят: "Людмила Ивановна, шахтеры очень хотят, чтобы вы приехали к ним в Кузбасс". Ну что делать? Шахтерам отказать не могу. Несколько выступлений сделала. Один вечер был с участием Василия Ланового. Полный зал! Меня долго не отпускали, стоя аплодировали, радостно кричали, шли на сцену с роскошными букетами роз, а потом мужчина стал на колено и поцеловал краешек моего платья. Я заплакала.
РГ: А в другие театры вас приглашали?
Касаткина: Смотрите, какая скучная у меня биография: один театр, один муж, один сын. Правда, две внучки. Однолюбский характер, как говорю. Так уж я устроена. Меня приглашали в другие театры. Но я не могла расстаться с театром, которым руководил великий режиссер Алексей Попов, там была блистательная труппа: Добржанская, Хохлов, Пестовский, Хованский, Перцовский… Полюбила Колосова - и до сих пор очень люблю его. Это мой человечек, мое солнце. Мы вместе книгу написали - "Судьба на двоих". У нас настолько все общее! Когда мы снимали телефильм "Вызываем огонь на себя", возвращались домой поздно, быстро ужинали и начинали обсуждать сцену, которую будем снимать утром. Видели ее по-разному, спорили. Мама останавливала: "Дети, не кричите, Алешенька спит". В конце концов, договаривались: один дубль - мой, мое решение, другой - его, а потом он возьмет тот, который ему понравится. У меня никогда не было больше трех дублей.
РГ: Вы познакомились на съемочной площадке?
Касаткина: Нет, гораздо раньше. Колосов прошел войну, был ранен, закончил режиссерский факультет. Мы встретились в ГИТИСе 15 мая 1946 года. Как он потом рассказывал, ему понравилась моя улыбка, мой озорной характер. Однокурсники поздравляли меня в этот момент с днем рождения, о котором Сергей Николаевич ничего не знал. А узнав, сказал: "Разрешите познакомиться. Можно, я приду к вам домой вечером и поздравлю вас?" - "Конечно, можно".
Я дала ему адрес. Конечно, неверный. Он пришел туда, стучал, ему сказали, что никакой Касаткиной тут нет. На следующий день Колосов пришел в институт с роскошными пионами. Я запомнила это на всю жизнь. И каждый год я точно знаю, что 15 мая у меня будут пионы.
Наш единственный сын Алексей Колосов - композитор, музыкант, очень любит джаз и блюзы, играет в ансамбле, пишет музыку к кинофильмам (его музыка звучит в фильмах С. Колосова "Дневник профессора Готье", "Судья в ловушке", "Потерянные в раю", в фильмах Нерсеса Оганесяна "Игра в джин", "Последняя лента Креппа". - Прим. Авт.).
РГ: А чем радуют внучки?
Касаткина: Они замечательные! Люсе (назвали, как меня) - 24 года. У нее есть юридическое образование, теперь она готовится стать кинорежиссером. В детстве Люся сидела у Колосова на съемках. Анечке 9 лет. Она родилась артисткой. И танцует, и поет. Если будет трудиться много и упорно, думаю, из нее выйдет толк.
РГ: Часто актеры говорят, что попали в кино случайно. А как было у вас?
Касаткина: Режиссеры Надежда Кошеверова и Александр Ивановский, посмотрев меня в спектакле, пришли за кулисы и сказали, что хотят предложить мне кинопробу на роль укротительницы тигров. "Что вы, меня не утвердят! - возразила я. - Я для кино не гожусь: у меня круглое лицо, небольшой рост". "Нет, приезжайте, у вас есть шанс". Сценарий мне очень понравился! Театр с трудом отпустил меня на пробы в Ленинград, на "Ленфильм". Десять минут длилась сцена, которую мы играли с замечательным актером Павлом Кадочниковым. Мы импровизировали. Когда мне показали, как я выгляжу на экране, то я расплакалась. Я себе так не понравилась! Какая-то простая, грубая, неинтересная… Кошеверова меня успокоила, сказала, что им-то я понравилась. Я уехала в Москву. А когда мне сообщили, что я утверждена на эту роль, то я даже не поверила. Не может быть!
И вот фильм "Укротительница тигров" вышел на экраны. Его посмотрел Алексей Дмитриевич Попов, очень строгий режиссер, и сказал: "А ты молодец! Я завтра вывешиваю список распределения ролей в возобновлении спектакля "Укрощение строптивой". Ты - Катарина". 20 лет эту роль играла Добржанская!
А потом начались поездки, творческие встречи, фестивали. В 32 странах я побывала благодаря этой и другим картинам. Во всех фильмах я снималась "без отрыва от производства" - от театра, ни разу не подвела его. Я была много занята в спектаклях, в кино меня и не тянуло, попала туда случайно. Признание зрителей, хорошие рецензии на фильмы - все это благодаря моему театральному "заквасу", я тренирована театром.
РГ: Вы сейчас преподаете?
Касаткина: Сейчас нет. Но мы с Колосовым три выпуска в ГИТИСе подготовили. Наши ученики уже играют - и как! Женя Добровольская как увидит меня, сразу на колени, со слезами говорит: "Мало вы меня ругали, надо было больше…" "Встань сейчас же!" - кричу ей.
РГ: В новом кино вас что-то не видно…
Касаткина: От съемок в кино сейчас отказываюсь. Такие сценарии предлагают (в основном, сериалы), что даже не хочется говорить о них. У меня 28 фильмов, половина из них идут по телевизору по нескольку раз в год.
РГ: Вы в отличной форме, Людмила Ивановна!
Касаткина: Ой, ну что вы! Перенервничала с юбилеем, похудела на 7 килограммов. (в мае актриса отметила свой юбилей. Прим. Авт.). Просто не могла есть. Это же ответственность! Вместе с режиссером Александром Бурдонским надо было придумать такой вечер, чтобы зрителям было интересно, не скучно.
РГ: Вашей осанке можно только позавидовать…
Касаткина: В спектакле "Школа любви" у меня есть сцена, где мою героиню спрашивают: "Как вы держите спину?". "Я встаю утром и занимаюсь степом. Потом делаю так и делаю так". (Показывает упражнения: ноги, руки вверх, в сторону, приседания, степ). У меня своя гимнастика. Стою у стула, как у станка. Моя спина уже не может согнуться - привычка, наверное! Если бы мне предложили что-либо пропагандировать в моей стране, я бы выбрала гимнастику. Ребенка с рождения надо приучать заниматься гимнастикой. Тогда у нас не было бы таких толстых мужчин и женщин, с отвратительными задами и животами. Нельзя столько есть.
РГ: А вы соблюдаете диету?
Касаткина: Ем все, что хочу, но не переедаю. Знаю, что неприлично оставлять в тарелке несъеденное, поэтому всегда прошу в столовой или кафе: "Будьте любезны, мне половиночку!"
Утром, приняв душ после гимнастики, выпиваю чашку кофе, съедаю кусок хлеба с брынзой. И бегу в театр. Часто не успеваю там пообедать. Порой после спектакля задумываюсь: почему у меня так дрожат коленки? Вспоминаю, что днем не ела. Забыла, находясь в нервном напряжении. Что ем на ночь? Пару морковочек и яблочко. Или пью стакан обезжиренной простокваши. В кухню не захожу - там вкусные запахи, обязательно захочется что-нибудь съесть. Ныряю в кровать, беру книгу…
Очень часто мы берем с собой в театр кочан капусты, режем на куски, тем и перекусываем. Кто не успел поесть, тоже жуют ее с удовольствием. Голод заглушил - и не растолстеешь.
Справка "РГ"
Самые известные фильмы, в которых снималась Людмила Касаткина:
"Укротительница тигров", "Вызываем огонь на себя", "Душечка", "Операция "Трест", "Помни имя свое", "Мать Мария", "Дороги Анны Фирлинг", "Укрощение строптивой", "Большая перемена", "Принцесса цирка", "Яды, или Всемирная история отравлений".