Плавучий аэродром станет и базой для десанта, и командным пунктом.
Глава военного ведомства Анатолий Сердюков уже заявил, что из 19 триллионов рублей, которые государство в ближайшие десять лет потратит на пополнение армейских и флотских арсеналов, немалая сумма пойдет на приобретение двух универсальных десантных кораблей.
Потребности минобороны в вертолетоносцах вдвое больше, но раскошеливаться на полный контракт военные не хотят и не могут по двум причинам.
Во-первых, тогда не останется средств на закупку вооружения и военной техники для других видов и родов войск. Во-вторых, и это главное, министра Сердюкова интересует не столько плавучее "железо", сколько технологии производства современных кораблей.
Отсюда - важнейшее условие тендера: еще два вертолетоносца должны быть построены на отечественных верфях с максимальной локализацией производственного процесса.
Это требование наши военные озвучили задолго до объявления конкурса, и оно вызвало жаркие споры на Западе. Проблема в том, что самостоятельно делать универсальные десантные корабли под тактико-техническое задание минобороны российские судостроители пока не в состоянии.
Поэтому ставка сделана на импортные технологии. Делиться с нами военно-производственными секретами за рубежом не привыкли. Потребовался примерно год, чтобы здравый смысл и коммерческая выгода от потенциальной сделки взяли верх над устоявшимся в западных головах стереотипом - в оборонной сфере с русскими дел не иметь.
Первыми согласились на передачу оборонных технологий французы. Их вертолетоносец "Мистраль", по мнению экспертов, имеет самые крупные шансы на победу в тендере.
В нашем минобороны не скрывают, что предпочли бы этот плавучий аэродром любому другому. Правда, лидером в своем классе он не является и по боевым параметрам уступает универсальному десантному кораблю США "Америка". Однако возможность его приобретения российскими военными даже не рассматривается. Зато контракт по "Мистралю" вполне реален. На него и сделана ставка в предстоящем тендере.
Кроме французов, неплохие шансы победить в конкурсе имеют испанцы с универсальным десантным кораблем Juan Carlos и голландский вертолетоносный док Johan de Witt. К несомненным фаворитам эксперты также относят южнокорейский корабль Dokdo, близкий по характеристикам к "Мистралю", но стоящий на 150-200 миллионов долларов дешевле.
В его пользу говорит и такой факт. Компания-производитель Dokdo имеет в Приморье совместное предприятие с нашим судостроительным заводом "Звезда". Если выбор военных падет на южнокорейцев, контролировать производство нового корабля смогут российские специалисты. В случае с "Мистралем" им отведут роль сторонних наблюдателей.
А что же наши корабелы? Путь к выгодному контракту им тоже не заказан. По словам представителя Объединенной судостроительной корпорации Игоря Рябова, на площадках предприятий "Севмаш", "Янтарь" и на "Адмиралтейских верфях" есть возможности качественно и в срок выполнить заказ военных.
Тем не менее ходят упорные слухи, что в минобороны уже определились с исполнителем контракта. Им должны стать корабелы из французской Бретани.
Логика у наших заказчиков примерна такая. Пока в Бресте и Сен-Назере будут строить для российского ВМФ пару "Мистралей", можно убить двух зайцев - обучить во Франции наш инженерно-технический состав и переоборудовать под строительство новых вертолетоносцев верфи одного из заводов в России. Предположительно им могут стать питерские "Адмиралтейские верфи", на базе которых создадут совместное российско-французское предприятие.
Что же касается тендера, то, как поговаривают в минобороны, главная его цель - сбить цену на французский корабль. Пока в зависимости от "начинки" вертолетоносца она колеблется в пределах 500-700 миллионов евро.
Косвенно в пользу этой версии можно растолковать слова министра обороны России Анатолия Сердюкова, который заявил, что итоги конкурса не обязательно подводить 45 дней, отведенные на это законом. Победителя тендера могут объявить быстрее.
Любопытным выглядит еще одно недавнее высказывание главы военного ведомства России. По его словам, если все получится по "Мистралю", то опыт его приобретения и производства может быть использован на других направлениях, в том числе - по беспилотным летательным аппаратам.
Между тем
Вероятность продажи французского вертолетоносца России весьма обеспокоила некоторых депутатов Европарламента. Тревогу забили представители стран Балтии, увидевшие в предстоящей сделке угрозу интересам безопасности ЕС. Правда, в качестве аргумента почему-то фигурировала Грузия. Делегата от Эстонии Т. Келама, похоже, сильно испугали слова начальника российского Генштаба Николая Макарова о том, что с помощью "Мистраля" наша страна смогла бы завершить операцию по принуждению Грузии к миру не за несколько дней, а за несколько часов. Это утверждение привело эстонского парламентария к весьма неожиданному выводу - дескать, только отсутствие у российских военных вертолетоносца помогло избежать оккупации Тбилиси.