Не прошло и суток, как было объявлено о начале строительства Депозитарно-реставрационного центра Музеев Московского Кремля напротив Дома Пашкова, а исполняющий обязанности мэра Москвы Владимир Ресин объявил на заседании столичного правительства, что отозвал ордер на строительство депозитария на Боровицком холме. Ресин заявил, что будет организовано дополнительное обсуждение проекта.
Бои вокруг строительства на Боровицком холме продолжаются почти 15 лет. Вехами его можно считать международный конкурс на лучший проект, проведенный в 1995-1998 годах (победил проект архитектора Е.Г. Розанова), конкурс организаций-разработчиков проекта комплекса (выиграл Моспроект-2 в 2003-м). В 2005 году создание центра было включено в федеральную целевую программу "Культура Россия", что обеспечило финансирование строительства из федерального бюджета.
"Конкурс был выигран, и ни Музеи Кремля, ни какой-либо другой музей не могут изменить выбор "Моспроектом-2" архитектурной мастерской", - отметил на пресс-конференции заместитель директора Музеев Кремля Андрей Баталов. Он подчеркнул, что "проект достался нам по 94-му федеральному закону и не предполагает смену архитектора, выигравшего конкурс, исходя из эстетических предпочтений заказчика". Более того, на окончательный облик здания не могут повлиять и московские власти, даже если они сменятся. "Правительство Москвы к этой стройке никакого отношения не имеет, кроме того, что это - московская земля, данная нам в аренду на 49 лет с правом строительства", - подчеркнула Гагарина.
Первым этапом строительства должны стать археологические раскопки (ООО "Столичное археологическое бюро").
В том, что строительство началось, каждый может убедиться собственными глазами. На заборе, который огораживает участок с раскопом на пересечении Манежной улицы и Боровицкой площади, нарисованы планы будущего здания, узкая часть которого вытянется вдоль Моховой улицы, напротив Дома Пашкова, центральная ротонда глядит на Волхонку и храм Христа Спасителя, а основной корпус будет выходить на Манежную улицу, что идет параллельно Кремлевской стене. Как сказала на пресс-конференции Елена Гагарина, директор Музеев Московского Кремля, кроме видимой части здания будет еще невидимая: депозитарий уйдет на 4 этажа вниз. Обещано, что высота фасада, выходящего на Дом Пашкова, не будет выше зданий, которые стоят на Моховой рядом. Музеи Кремля гарантируют, что "визуальные перспективы на Дом Пашкова и Кремль... сохранены". Планируемый срок окончания строительства - конец 2013 года.
Еще вчера на вопрос, можно ли изменить проект, ответ Елены Гагариной был однозначный: "Нет". Сегодня стоит вопрос уже не о проекте - о возможности строительства на Боровицком холме. И сегодня защитники архитектурного наследия города приветствовали решение Владимира Ресина.
Но кроме архитектурных баталий существует еще один аспект - музейный, который тоже хотелось бы напомнить. История началась гораздо раньше 1995 года. В 1991 году в соответствии с указом президента и договором между минкультурой и Московской патриархией Музеи Московского Кремля освободили алтарные пространства храмов, в которых находились фондохранилища и реставрационные мастерские музея. В результате Музеи Кремля остались в весьма стесненной ситуации. Что имеем мы сегодня в сухом остатке? За 15 лет крупнейшие и богатейшие музеи России - Музеи Кремля не смогли построить фондохранилище, новый реставрационный центр, депозитарий. На что тогда могут рассчитывать другие музеи?
Елена Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля
Российская газета: Учитывался ли зарубежный опыт при разработке проекта?
Елена Гагарина: В нашей стране за последние 70 лет не было построено ни одного серьезного хранилища ни для одного музея. Исключение - Третьяковская галерея. Поэтому мы могли опираться только на опыт зарубежный. Правда, не Лувра. Опыт Лувра для нас не подходит, потому что это совершенно другое здание. Кстати, пирамиды во дворе Лувра не всем нравятся и многие считают, что они его не слишком украшают. Мы учитывали прежде всего опыте наших американских и японских коллег, у которых сейчас лучшие музейные технологии. Прежде всего речь идет об опыте Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке, Токийского национального музея, а также ряда выставочных комплексов, которые находятся на окраине Токио и будут введены в действие в 2012 году. Благодаря очень хорошим отношениям с Токийским национальным музеем мы получили всю документацию, чтобы учесть их опыт и их технологии.
РГ: Какая часть собрания должна быть переведена в депозитарий?
Гагарина: Основная часть собрания, которое насчитывает более 100 тысяч экспонатов, останется в Оружейной палате. Но здание Оружейной палаты тоже нужно реставрировать. Поэтому какое-то время после строительства этого здания мы планируем показывать коллекции здесь. Потом мы их вернем в Оружейную палату.
У нас есть коллекции, которые мы не имели возможности показать. Это очень большая коллекция икон - Кремль обладает лучшим собранием икон. Мы будем показывать очень редкую коллекцию знамен, которую, в сущности, никто никогда не видел. Мы их постепенно реставрируем. Но реставрационные мастерские у нас крошечные. Там даже места не хватает, чтобы знамя большого размера отреставрировать.
Кроме того, мы рассчитываем показывать нашу роскошную коллекцию фарфора и стекла, которая сейчас не выставлена. А также коллекцию Фаберже, немецкого серебра...
Тем временем
Директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина заявила, что строительство здания депозитария на Боровицкой площади приостановлено не будет, вопреки заявлению столичного руководства.
"Мы не московская структура и не подчиняемся Москве, нашу стройку может остановить только министр культуры либо кто-то из правительства, например, его председатель", - сказала Гагарина. Ее слова передает РИА Новости. При этом директор Музеев
Кремля отметила, что появилась возможность "скорректировать фасады и убрать те элементы, которые раздражали и нас, музей, и москвичей".