Польша взяла на себя большую часть вины за гибель Леха Качиньского

Выяснение обстоятельств авиакатастрофы под Смоленском 10 апреля, в которой погибли президент Польши Лех Качиньский и его супруга, близится к завершению.

Трагедия могла произойти в силу десятка и более различных факторов, считает полковник Эдмунд Клих, который возглавляет польскую комиссию в Международном авиационном комитете. Однако, по его мнению, большая часть вины лежит на польской стороне. Прежде всего речь идет о недостатках в обучении пилотов и нежелании экипажа действовать по установленным правилам. Намерение летчиков совершить посадку в условиях плохой видимости специалист назвал "иррациональным". Полковник Клих рассказал "РГ", что нового удалось установить следствию:

Российская газета: На каком этапе находится сейчас следствие по авиакатастрофе под Смоленском?

Эдмунд Клих: Международный авиационный комитет уже завершил расследование всех обстоятельств авиакатастрофы. В настоящее время ведется работа над составлением обстоятельного доклада. Ожидаем, что уже в октябре он будет передан польской стороне. У нас есть два месяца для дополнительной работы по делу и подведения окончательных итогов следствия.

РГ: Передала ли Россия польской стороне все документы по авиакатастрофе?

Клих: Пока еще не все документы нам переданы. Прежде всего речь идет о материалах, касающихся организации работы аэродрома под Смоленском, и условиях полетов 11 апреля. Как мне сообщили российские следователи, на все эти вопросы будет дан ответ в представленном докладе. Ясно одно: трагедия стала следствием ряда одновременно проявившихся неблагоприятных обстоятельств. Кроме того, следует принимать во внимание и пробелы в подготовке персонала, нарушения процедур в организации этого конкретного рейса, а также ряда летных инструкций.

РГ: Расшифрованы ли новые неясные моменты переговоров экипажа со смотровой башней аэродрома?

Клих: К расшифровке записей "черных ящиков" привлечены лучшие специалисты. Они должны помочь пролить свет на обстоятельства этого трагического происшествия. У меня нет сведений о получении новых данных, могущих повлиять на ход следствия.

РГ: Будут ли проведены какие-либо дополнительные следственные действия?

Клих: Международный авиационный комитет сообщил о завершении следствия. Он не будет предпринимать дополнительных следственных действий. Далее по этим вопросам соответствующие решения должна принимать комиссия под руководством министра внутренних дел и администрации Ежи Миллера.

РГ: Существует ли практика информирования о ходе следствия родственников погибших в авиакатастрофе?

Клих: Это должно быть сделано в соответствии с международным правом. Кроме того, на этот счет имеются соответствующие предписания в польском законодательстве. На мой взгляд, на сегодняшний день такая работа ведется слабо.