До открытия Олимпиады в Сочи еще несколько лет, но на белорусском предприятии "МАЗ-Купава", "дочке" ОАО "Минский автомобильный завод", уже разработали и подготовили к производству передвижной комплексный банковский пункт. Есть там и привычный обменник, и банкомат. Причем все хоть и на колесах, но под крышей, совершению достаточно интимных денежных операций не помешают ни плохая погода, ни нескромный взгляд постороннего. Предусмотрены и меры защиты работников банка, содержимого кассы. Предполагается изготовить столько таких передвижных пунктов, сколько сочтет нужным потенциальный заказчик - российский Сбербанк. При этом будут широко использоваться российские материалы и комплектующие, в том числе, возможно, автомобильные шасси.
Это лишь один из примеров сотрудничества производственников относительно небольшого белорусского предприятия, насчитывающего около 600 сотрудников, и достаточно многочисленных деловых партнеров в союзной России. Там хорошо известны изготовленные на "Купаве" изотермические кузова, передвижные бытовки, магазины, пункты бытового обслуживания. К примеру, белорусские специалисты по ремонту нефтяных скважин, работающие в Сибири, используют целые городки из таких передвижных вагончиков, каждый из которых представляет собой либо спальные комнаты, либо столовую с пищеблоком, либо мастерскую, либо кабинет прораба - всего модификаций десятки. А совместно с пензенским унитарным предприятием "Радиозавод" минчане разработали и изготавливают самый настоящий мобильный стоматологический кабинет. Там бормашина, рентген-аппарат, компьютер с видеомонитором для расшифровки снимков, так что можно оказать и терапевтическую, и хирургическую помощь жителям отдаленных деревень.
А вот передвижной кабинет компьютерной рентгенографии на шасси "МАЗа" - сугубо белорусская разработка, которая, однако, вызывает интерес и в России. Там сегодня действуют 7 официальных дилеров белорусского предприятия, в том числе один из них, в Екатеринбурге, наладил сборку изделий из комплектующих узлов и деталей, поступающих из Минска. В среднем это около 45 прицепов, полуприцепов, надстроек в месяц. Тем самым сокращаются транспортные расходы, растет материальная заинтересованность дилера, появляются новые рабочие места. Из Екатеринбурга минские изделия расходятся по соседним российским регионам и даже Казахстану. Всего же в недалеком прошлом в Россию отправлялось до половины продукции минского предприятия.
Мировой финансово-экономический кризис, однако, внес существенные коррективы в эту производственную динамику. Спрос на изделия "Купавы" заметно сократился, в том числе в России. Предприятию пришлось вводить режим строжайшей экономии, сокращать персонал, искать новые рынки сбыта. Но костяк коллектива, основных клиентов удалось сохранить. И сейчас на заводе с уверенностью говорят, что худшее - позади.
- Кризис удалось преодолеть в первую очередь потому, что мы кардинально расширили ассортимент изделий, идем навстречу пожеланиям каждого заказчика, - поясняет корреспонденту "СОЮЗа" заместитель генерального директора по маркетингу и производству завода "МАЗ-Купава" Олег Ракач. - Но нельзя сбрасывать со счетов и меры государственной поддержки производства.
В результате сотрудничество с российскими коллегами вновь пошло в гору, и это не механическое возвращение к прошлому. Спросом пользуются новые, обладающие более высокими качествами изделия "Купавы". Соответственно, и с ее стороны растут требования к поставщикам. Завод каждый месяц использует до 100 автомобильных шасси российского производства: тут и "КАМАЗ", и московский "Бычок", и ГАЗовские грузовики, в первую очередь "ГАЗель". На этой базе монтируются передвижные магазины, пункты бытового обслуживания, фургоны для перевозки скоропортящихся продуктов, машины медицинской помощи. Однако, считают на заводе, у российской автотехники соотношение цены и качества приближается к критической черте. К примеру, хорошую прибыль может приносить такой эксклюзивный товар, как автокемперы. Но по европейским нормам автомобильное шасси у него должно иметь антиблокировочную систему тормозов, нужна также усиленная подвеска. В результате, чтобы изготовить изделие европейского уровня, минчанам пришлось взять итальянское шасси. И в основе реанимационных автомобилей, производство которых также налаживается на "Купаве", заказчики, даже российские, все чаще также хотят видеть французские, немецкие авто. Очевидно, партнерам по Союзному государству, а теперь и Таможенному союзу следовало бы собраться и обсудить ситуацию, найти способы, как и запросы клиента удовлетворить, и свой рынок защитить. Таможенный союз упомянут тут не случайно. Соответствующие белорусско-российско-казахстанские соглашения предполагают, что во всех трех странах будут действовать национальные документы о сертификации продукции. На деле, жалуются на "Купаве", до сих пор на каждое новое изделие в России приходится получать сертификат соответствия, что и затратно, и времени требует немало. Возможно, именно решение подобных проблем приобретает для сотрудничества производственников Союзного государства все более важное значение. Это показывает опыт не только "Купавы", но и отпочковавшихся в той или иной мере от МАЗа Минского завода колесных тягачей, завода АМАЗ, выпускающего автобусы. Кризис также подстегнул их в ряде случаев искать замену российским поставщикам. Минские автобусы зачастую оснащаются немецкими двигателями вместо поставляемых прежде из России. Качество техники возрастает, но как быть работникам тех предприятий, в том числе и российских, которые теряют заказы?