Скромные бюджетные субсидии не могут обеспечить рентабельной работы пассажирских судов, перешедших в частные руки. И вполне возможно, еще через десятилетие речных катеров и паромов, находящихся на плаву, совсем не останется.
Огород за рекой
В Пермском крае более 200 тысяч дачных участков расположены на берегах Камы, Сылвы и Чусовой. И не до всех можно добраться на автомобиле. Поэтому каждый год, с мая по ноябрь, по Каме и ее притокам речные суда перевозят огородников на свои участки.
Еще лет 15-20 назад в Прикамье был большой пассажирский флот. Помимо четырех и трехпалубных красавцев речных лайнеров, таких как "Дмитрий Фурманов" или "Федор Достоевский", по рекам ходили скоростные суда на подводных крыльях и множество речных трамвайчиков. Ежегодно они перевозили сотни тысяч пассажиров. На них можно было добраться с севера Прикамья до южных районов края и достичь, в общем-то, любой деревушки, если она находилась на берегу реки.
Но со строительством новых дорог и мостов количество личных легковых автомобилей выросло в разы, и значение речных перевозок упало. Речные лайнеры сданы в аренду столичным фирмам и возят туристов от Москвы до Санкт-Петербурга. От местных водных перевозок осталось только шесть переправ и четыре пассажирских маршрута.
- За время навигации мы перевозим больше 20 тысяч пассажиров, - говорит Юрий Бузмаков, владелец старенького, 1955 года постройки, теплохода "Урал". - Дачникам просто не добраться до своих огородов без нас.
Его теплоход обслуживает линию Левшино - Куликово - Левшино на Чусовой протяженностью 96 километров. На пути семнадцать остановок. "Урал" ходит три раза в неделю - по пятницам, субботам, воскресеньям. Семь часов занимает путь вверх по реке, и чуть поменьше - вниз, до Левшино. Юрий Бузмаков называет свой маршрут "социальной линией". Большинство пассажиров - пенсионеры, десятки лет пользующиеся речным трамвайчиком. Они жить не могут без своих огородов. Плата за проезд довольно высока - 192 рубля до Куликово, но действуют социальные проездные, и их владельцы оплачивают только половину стоимости. Эти издержки оплачиваются из бюджета, и все же концы с концами удается свести с трудом. Выручают прогулочные рейсы.
У предпринимателя есть контракт с министерством градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, по которому в 2010 году судовладельцу должны выделить субсидию на погашение убытков - один миллион 200 тысяч рублей. Для сравнения, на ремонт старенького теплоходного двигателя этой осенью потребуется больше двух миллионов. Но пока дотации перечислены лишь за июнь. Тем не менее коммерсант собирается в следующем году открыть еще одну линию - до села Белоевского.
Всего в регионе договоры с краевыми властями на перевозку речных пассажиров имеют две фирмы и два индивидуальных предпринимателя. Эти коммерсанты содержат линии Пермь-Заречный-Пермь, Сылва-Быковка-Лысманово-Троица-Сылва и Березники-Пожва-Березники. Они также получают субсидии из бюджета. В этом году из краевого бюджета им должны выплатить всего 5 миллионов 800 тысяч рублей.
Убытки за кормой
За последние десятилетия в Прикамье построено немало новых мостов, но все-таки до некоторых населенных пунктов можно добраться лишь на пароме. Переправы работают с мая по ноябрь в Мошево Соликамского района, Добрянке, Верхнечусовских городках, Насадке Кунгурского района, Осе и Оханске. И практически везде ими пользуются жители близлежащих сел и дачники.
Одна из наиболее загруженных переправ - в Добрянке. Ею за время навигации пользуются около 50 тысяч человек. Ведь у многих жителей города садовые участки на противоположном берегу Камы. Официально на правом берегу три тысячи дач и частных загородных домов.
- Содержание переправы для нас убыточно, - говорит Азиз Мустафаев, директор добрянского предприятия. - За год мы теряем на ее обслуживание более миллиона рублей. Но закрыть ее невозможно. Нельзя игнорировать интересы тысяч добрянцев. Тем более, что я сам местный житель и прекрасно их понимаю.
Убытки от затрат на переправу предприниматель возмещает за счет других, более прибыльных направлений работы своего предприятия. Стоимость поездки с одного берега на другой невысока - 34 рубля с человека, и 150 рублей - за легковой автомобиль. Но переправляющиеся дачники считают эту цену высокой, хотя большинство из них пенсионеры-льготники и оплачивают лишь половину стоимости билета.
Как и в случае с теплоходным сообщением, владельцы паромов также получают компенсацию из бюджета, но ее не хватает. Ведь только на подготовку парома к навигации ежегодно тратится более 600 тысяч рублей. Кроме того, надо оплачивать работу 15 членов экипажа, приобретать горючее, запасные части.
Пиратский демпинг
К тому же у паромных переправ появились незаконные конкуренты. Это владельцы маленьких катерков или моторных лодок. Они перехватывают пассажиров и перевозят их по более низкой цене. При этом о нормах безопасности, которые строго соблюдаются на паромах, лодочники, как правило, не задумываются. Катера загружаются до отказа, а на борту нередко даже спасательных жилетов нет. Сплошной риск: никаких разрешений на перевозку людей и никаких затрат на безопасность.
При этом добрянские речные "пираты" демпингуют: берут за переправу не 34, а 32 рубля с человека. Вот такая экономия на безопасности. А частники, теряя свой законный хлеб, терпят миллионные убытки. И судоходной инспекции далеко не всегда удается навести порядок.
Примерно такая же ситуация и на Сылве. Здесь есть переправа, с помощью которой пассажиры передвигаются по маршруту Сылва-Быковка-Лысманово-Троица-Сылва. Ее владелец - индивидуальный предприниматель Кошкин - хотя и получает субсидию из краевого бюджета, также терпит убытки от самочинных перевозчиков. Владельцы моторных лодок подхватывают пассажиров на берегу и, сильно перегрузив свои суденышки, на скорости носятся по Сылве. И даже прошлогодний случай, когда лодка перевозчика опрокинулась и погиб ребенок, их не останавливает. Заработок, и весьма неплохой, подгоняет "пиратов". С пассажиров от Сылвы до Быковки они берут по 100 рублей, а до Сухого Лога - 300. Но на покупку спасательных жилетов тратиться не хотят.
Не испытывает подобных проблем переправа Оханск-Юго-Камск.
- Мы перевозим в основном автомобили, - говорит Георгий Широбоков, один из владельцев парома. - Раньше здесь проходила федеральная трасса, но после ввода в эксплуатацию Красавинского моста основной транспортный поток ушел на него, а у нас остались местные жители и дачники.
В день переправляют до 250 машин. За перевозку автомобиля паромщики берут 140 рублей, а с пешехода - 20 рублей. Судно совершает через Каму 10 рейсов в день. Денег паромщикам хватает на все. Субсидий они не просят и цены на перевоз не поднимали уже четыре года.
Кстати
Каждый год определяются речные маршруты, необходимые для дачников, и проводится конкурс на их обслуживание. Чтобы судовладельцы не прогорели, им выдается субсидия. В этом году бюджет выделил 5 миллионов 800 тысяч рублей на работу четырех линий. Организаторы остальных речных маршрутов в правительство края не обращались и поэтому субсидию не получили.
Виктор Новиков, заместитель начальника Волжского управления государственного морского и речного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта:
- Транзитных речных перевозок на пассажирских линиях сейчас практически нет. Они не выдержали конкуренции с железнодорожным и автомобильным транспортом. Сегодня пассажирские суда курсируют в основном на туристических линиях. Пассажирские перевозки в Пермском крае сохранились в небольшом объеме. Это четыре пригородные линии на Каме, Чусовой и Сылве и шесть паромных переправ. Требования госморречнадзора к ним - это выполнение нормативных документов по обеспечению безопасности судоходства и пассажиров. Как правило, экипажи на транзитных туристических судах работают опытные и грамотные, и вопросов в этом плане к ним обычно не возникает. Бывают, конечно, мелкие нарушения, которые устраняются до выхода в первый рейс - допустим, пожарное ведро не оборудовано веревкой установленной длины или диаметра. А так претензий к ним нет, хотя проверяем их постоянно в течение всей навигации.
Гораздо больше проблем с различными мелкими новоявленными судовладельцами. Человек думает, что приобрел теплоход и может делать с ним, что хочет. В результате не укомплектованы аварийно-спасательные средства, противопожарная безопасность нарушается, не обеспечивается безопасность пассажиров. Имеют место случаи выхода судов в рейс без документов на годность к плаванию, то есть без технического осмотра речным регистром. При выявлении таких судов их эксплуатация или дальнейшее движение временно, до устранения выявленных нарушений, приостанавливается. В предусмотренных законом случаях нарушители привлекаются к административной ответственности.