29.09.2010 23:15
    Поделиться

    В 150 километрах от Северного полярного круга идет воссоздание яхты ХVII века

    Идешь в музей, а попадаешь на корабль. Старинный, петровских времен. Так и видится, стоя на его свежеструганной палубе, - лазурные дали холодного Белого моря, одинокие скалы, открывающиеся среди волн, гребцы-молодцы, налегающие на весла.

    Стоит корабль пока еще на суше. Точнее, на верфи Товарищества Северного мореходства. Та в свою очередь расположена на первом этаже здания Соловецкого морского музея, открытого три года назад в отреставрированном гребном амбаре 1841 года.

    На Соловках все основательно, прочно. Строят тут долго, тяжко, но - на века. Вот и старинный амбар, где прятались некогда на зиму монастырские гребные суда, несмотря на десятилетия заброшенности, уцелел, выстоял, чтобы послужить еще людям. Весь первый его этаж отдан строящемуся "Святому Петру".

    По деревянным мосткам, ведущим через корму в трюм яхты, за считаные секунды преодолеваю невидимый барьер из века ХХI с его музейной экспозицией, посвященной "лучшим из мореходов - поморам", в век ХVII. Воображению приходится потрудиться, чтобы представить в этом голом пока пространстве реек каюты, камбуз. Но что впечатляет, так это размеры: длина корпуса деревянной яхты 13 метров при 4-метровой ширине и 4-метровой же высоте. Мачта поднимется на 15 метров.

    - Основной материал, из которого строим корабль петровских времен, - это лиственница и сосна, - рассказывает Александр Лапенко, 35-летний инженер-механик, один из тех энтузиастов, кто, оставив дом, привычный уют, приехал на Соловки, чтобы воплотить мечту в жизнь. - Сосна используется как местная, так и ангарская, из Сибири. Она знаменита тем, что не имеет сучков. А вообще материала нужно много и разного. С помощь Товарищества Северного мореходства проблему эту решаем.

    Сама идея воссоздания петровской яхты принадлежит петербургскому судостроителю Дмитрию Головачеву. Начало славному делу было положено им в 2003 году. Но слишком много оказалось тогда непреодолимых препятствий. В итоге у пожилого человека не выдержало сердце. Без него "скелет" "Святого Петра" добрых три года прятался под крышей старого амбара.

    Руководит проектом преподаватель Архангельского государственного университета Василий Мотонин. В его подчинении - шестеро молодых парней из Великого Новгорода, Архангельска, Петербурга, Подмосковья. Кто-то из них приехал лишь на сезон, до конца сентября, затем вернется домой. Кто-то, как Лапенко, решили не прерывать корабельную работу на Соловках даже зимой.

    Обратила внимание на резные фигуры справа по борту, напоминающие головы орла. Их две. Выглядят впечатляюще - взглядом с орлами лучше не встречаться!

    - Работа еще не окончена, - откликается на мою просьбу рассказать, что это за головы и зачем они здесь, 27-летний петербургский художник Александр Ширяев. - Обе скульптуры предназначены для "Святого Петра". Установим их на носу, как полагалось в стародавние времена. Почему орел? Он - символ нашего государства. К сожалению, данных о петровских "корабельных птицах" не сохранилось, поэтому ориентировался я на разные корабли той эпохи.

    За четыре года, прошедших после возобновления работ, корпус "Святого Петра" выстроен уже процентов на 80. Все делается вручную. Из современной техники используются в основном только бензопилы. Даже резцы у художника и те как в старину - простейшие. В этом ребята видят главный смысл своей работы: повторить (и сохранить!) опыт предков, умевших возводить такие корабли.

    Поделиться