Вчера на заседании верхней палаты сразу два вице-премьера - Алексей Кудрин и Александр Хлопонин - держали ответ перед сенаторами. И если первый рассказывал об уже состоявшихся успехах, то второму пришлось ограничиться разговором о перспективе успехов.
Впрочем, успехи на Кавказе - это дело долгосрочное. Поэтому Хлопонин начал издалека, заявив, что до 2025 года развитие Кавказа потребует около 600 миллиардов рублей федеральных и частных вложений, причем государству придется раскошелиться на 100 миллиардов. Однако план реализации стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа минрегион представит не в 2025 году, а уже в ноябре 2010 года. По словам Хлопонина, он будет включать в себя, в частности, проекты федеральных законов и нормативно-правовых актов, а координированием его выполнения плана займется правительственная комиссия, которую возглавит председатель правительства Владимир Путин. А еще раньше - 30 сентября - наблюдательный совет Внешэкономбанка рассмотрит вопрос о создании корпорации развития СКФО. "Деятельность этой корпорации будет направлена на содействие в подготовке и реализации на территории округа инвестиционных проектов", - пояснил Александр Хлопонин. По его словам, в уставный капитал корпорации будет внесено 500 миллионов рублей, однако этот капитал может увеличиваться по мере появления новых инвестпроектов. На сегодняшний же день в полпредство СКФО представлены 1100 инвестиционных проектов на общую сумму более 3,4 триллиона рублей, однако по 90% этих проектов нет проектно-сметной документации, что не позволяет их пока финансировать.
Чтобы завлечь в проблемный регион возможных инвесторов, в полпредстве президента на Северном Кавказе уже готовятся предложения по налогам и преференциям отечественным компаниям, которые готовы заняться освоением Каспийского шельфа. По мнению Хлопонина, российские компании в лице "ЛУКОЙЛа" и "Роснефти" не спешат подключиться к этому процессу, и основная мотивация заключается в том, что на шельфе "тяжелая нефть и ее трудно добывать". "Но почему Азербайджан добывает и достаточно эффективно?" - задал оставшийся без ответа вопрос вице-премьер.
Тем не менее на Кавказе по-прежнему остается слишком много нерешенных проблем, которые препятствуют успешному осуществлению намеченных экономических планов. Во-первых, клановость, с которой Хлопонин предлагает бороться путем аттестации специалистов по специально разработанным требованиям. Как известно, клановость в северокавказских республиках складывалась исторически, а распределение должностей и постов происходило с учетом этого. Если же начать рубить с плеча, то, по словам полпреда, могут возникнуть серьезные волнения. В итоге вице-премьер и главы республик после череды совещаний пришли к мнению, что этот вопрос должен решаться постепенно, цивилизованным методом. "Сейчас разрабатываются квалификационные требования к будущим специалистам, которые должны пройти аттестацию. Если они хотят занять какие-то руководящие должности на разных уровнях - от регионального до местного, пусть учатся и соответствуют профессиональным требованиям", - предложил свой вариант выхода из тупика Хлопонин.
Зато от следующей проблемы - терроризма на Северном Кавказе - он столь же легко откреститься не смог. И обещал продолжить линию на очищение Северного Кавказа от бандитов. "Что касается экстремистов и террористов, этих негодяев, которые бегают с оружием в руках на Северном Кавказе, мы уничтожали их и будем уничтожать. По-другому ни одна страна мира с этим не справлялась", - не дрогнул вице-премьер. Среди иных трудностей региона он назвал неэффективную судебную систему, когда за воровство и хищение 36 миллионов рублей накладывается штраф в 1 тысячу рублей. "Чтоб я так жил!" - воскликнул Хлопонин, добавив, что к этой системе не так-то просто подойти.
О том, как жило министерство финансов в период 2009 года, рассказывал уже другой вице-премьер, глава ведомства Алексей Кудрин, в целом положительно оценив итоги прошлого года. По его статистике, доходы субъектов в 2009 году составили 5 трлн 924 млрд рублей, снизившись по сравнению с 2008 годом на 4%. При этом налоговые и неналоговые доходы субъектов сократились на 14%, а безвозмездные поступления из федерального бюджета, напротив, увеличились на 31%. Расходы регионов составили в прошлом году 6 трлн 253 млрд рублей и остались на уровне 2008 года. При этом фонд заработной платы субъектов РФ вырос в 2009 году в среднем на 11%, инвестиционные расходы сократились на 22%. Дефицит бюджетов регионов составил 329 млрд рублей по сравнению с 54 млрд рублей в 2008 году. Дефицитные бюджеты в 2009 году имели 62 региона, в 2008 году их было 44.
Совет Федерации одобрил закон "Об исполнении федерального бюджета за 2009 год".