Ян Пискунов: Пока голос юридического сообщества звучит не слишком убедительно

Как поднять правовую культуру граждан и бороться с правовым нигилизмом? Эту важную проблему обсудили члены президиума Ассоциации юристов России - Михаил Барщевский и заместитель генерального директора ОАО "Газпром-Медиа Холдинг", главный редактор журнала "Закон" Ян Пискунов.

Приоритетный проект

Михаил Барщевский: Давай уточним, что входит в империю "Газпром-Медиа"?

Ян Пискунов: Мы работаем с любыми СМИ, которые приносят стабильный доход или обладают высоким потенциалом развития. Это телекомпании НТВ и НТВ-Плюс, ТНТ, телеканал "Закон ТВ", радиостанции "Эхо Москвы" и "Сити FM", крупнейшая радийная детская сеть в Европе "Детское радио", различные интернет-ресурсы. Мы совместно с партнером владеем динамично развивающимися или сохраняющими актуальность развлекательными изданиями - издательским домом "Семь Дней" и одноименным еженедельником, а также журналом "Караван историй".

Барщевский: А из газет?

Пискунов: В настоящее время мы не считаем для себя газетный бизнес приоритетным, хотя будем следить за развитием ситуации. Мы сохранили издательский дом "Трибуна" и газету "Трибуна", которая является информационным партнером Общественной палаты.

Барщевский: Ни для кого не секрет близость "Газпрома" к Кремлю. Можно ли считать, что "Газпром-Медиа Холдинг" проводит государственную политику? Или это больше политика "Газпрома"?

Пискунов: Разумеется, мы стараемся руководствоваться политикой "Газпрома", хотя юридически давно уже не являемся его дочерней компанией. Мы скорее входим в группу компаний Газпромбанка. А с "Газпромом" нас связывает скорее история, а также тот факт, что председателем Совета директоров нашей компании является председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Борисович Миллер. Наша политика сводится к тому, чтобы быть эффективной и социально ответственной компанией. Это означает, что мы должны зарабатывать прибыль для наших акционеров. Выбирая приоритетные проекты, стараемся думать не только о достижении максимального бизнес-эффекта, но и об их социальной значимости.

Барщевский: Извини, но, по-моему, по контенту НТВ - это телевидение деградирующего обывателя. Постоянные детективы, сериалы, стрельба, ужастики. Это что, такой подход - пускай на экране люди видят, как все плохо, чтобы не замечали, как плохо в жизни?

Пискунов: Во-первых, не могу согласиться с определением десятков миллионов граждан России как "деградирующих обывателей"! Во-вторых, "Газпром-Медиа Холдинг" занимается зарабатыванием денег и помогает дочерним компаниям работать на рынке. Мы помогаем в финансово-экономической деятельности, следим, чтобы дочерние компании работали в рамках законодательства, соответствовали нашим корпоративным стандартам и обеспечивали прибыль для акционеров.

Барщевский: Означают ли эти красивые фразы, что вы не лезете в редакционную политику?

Пискунов: Именно так.

Барщевский: По поводу НТВ не знаю, а по поводу "Эхо Москвы" знаю хорошо и могу подтвердить для читателей: "Газпром-Медиа" будучи владельцем контрольного пакета, реально не вмешивается в редакционную политику. За что вам большой респект. Скажи, пожалуйста, "Газпром-Медиа Холдинг" для "Газпрома" - это убыточная затея или прибыльная?

Пискунов: "Газпром-Медиа" на протяжении последних шести лет успешная прибыльная компания, обеспечивающая одни из лучших финансовых показателей в данном секторе рынка. Мы давно не только не просим займы у наших акционеров, но и выплачиваем им дивиденды. Кроме того, у нас практически отсутствует внешняя задолженность.

Закон в эфире

Барщевский: Почему ты, юрист, стал заниматься СМИ?

Пискунов: Целенаправленно я не стремился работать именно в средствах массовой информации, но еще будучи студентом вел активный общественный образ жизни. И позднее наряду с чисто юридическими вопросами меня всегда интересовали различные острые общественно-социальные проблемы.

Барщевский: А где ты учился?

Пискунов: На юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. И, конечно, когда у меня появилась возможность работать юристом именно в СМИ, я воспользовался этой уникальной возможностью. Ведь СМИ с точки зрения общения с людьми, социальной значимости, возможности в целом видеть ситуацию в стране, обществе и способности влиять на нее, наверное, один из самых интересных бизнесов.

Барщевский: Расскажи про канал "Закон ТВ". Это детище "Газпром-Медиа" и Ассоциации юристов. Зачем нужен такой канал?

Пискунов: "Закон ТВ" был создан по инициативе председателя попечительского совета Ассоциации юристов России Дмитрия Анатольевича Медведева. Проект реализуется силами нашего крупнейшего спутникового оператора НТВ-Плюс. Финансирование проекта осуществляет компания "Газпром-Медиа", творческую поддержку каналу оказывает издательская группа "Закон". "Закон ТВ" создавался для того, чтобы, с одной стороны, предоставить гражданам необходимую юридическую информацию в доступном виде. С другой - для консолидации юридического сообщества и активизации юристов, организации площадки для профессиональных дискуссий. К сожалению, пока голос юридического сообщества в обсуждении общественно-политических и социальных проблем звучит не слишком убедительно.

Барщевский: Я бы добавил, что "Закон ТВ" - это канал, который реально повышает правовую культуру. Многие говорят о необходимости реализовывать Послание президента о ликвидации правового нигилизма. И хотя я ни разу не слышал этой фразы на вашем канале, с моей точки зрения, "Закон ТВ" эту функцию выполняет на сто процентов. Передачи демонстрируют, что все в жизни регулируется правом. Люди, которые смотрят передачи, учатся формулировать свои мысли корректно и четко. Часто люди высказывают совершенно неподцензурные мысли. Это довольно свободный, я бы даже сказал, свободомыслящий канал, что для меня стало полной неожиданностью. Все это я бы отнес к позитиву "Закон ТВ". Согласен со мной или тебе кажется, что я выдаю желаемое за действительное?

Пискунов: Я, безусловно, согласен с твоей оценкой роли "Закон ТВ" в формировании правовой культуры. Но при этом "Закон ТВ" это все-таки площадка для дискуссий и способ донесения информации. Ну а основным и, наверное, единственным реальным способом борьбы с правовым нигилизмом является не простое распространение юридической информации, а неукоснительное соблюдение закона самими чиновниками.

Приглашение министру

Барщевский: Ты возглавляешь Комиссию по работе со СМИ в Ассоциации юристов России. Чем занимается комиссия?

Пискунов: У комиссии три направления работы. Первое - формирование образа ассоциации в обществе, донесение информации до граждан о том, что такое ассоциация, чем она занимается, зачем она нужна, какую роль в различных юридических и социальных процессах она играет. Второе - работа непосредственно с профессиональным сообществом: разъяснение самим юристам, зачем им нужно вступать в ассоциацию, что может дать ассоциация в итоге. На мой взгляд, успешной ассоциацию можно будет считать тогда, когда в нее будут стремиться вступать молодые, успешные юристы. И третье - работа со средствами массовой информации, помощь им во взаимодействии с юристами, чиновниками, особенно в тех вопросах, в том числе в рамках законопроектной работы, которые связаны с деятельностью СМИ.

Барщевский: А почему тогда комиссия по СМИ, призванная помогать журналистам, не организовывает ежемесячные брифинги с членами президиума ассоциации, куда входят и Генеральный прокурор, и министр юстиции, и глава МВД, и председатель Следственного комитета, и директор ФСБ, и председатели всех высших судов? Раз в месяц организовывайте брифинг вот с этими людьми, до которых журналисту порой очень трудно дотянуться.

Пискунов: Считаю это предложение одного из самых активных участников нашей комиссии безусловно правильным и необходимым. Надеюсь, в ближайшем будущем мы сумеем его реализовать.

ключевой вопрос

Барщевский: У тебя не вызывает настороженности тот факт, что юристы сегодня везде: в экономике, в СМИ? Я уже не говорю о президенте и председателе правительства. Все-таки юрист - это специфика мышления и специфический взгляд на мир. Или это веяние времени?

Пискунов: Думаю, на этот вопрос следует отвечать исходя из оценки эффективности работы конкретных людей, а не их образования. К тому же зачастую мы говорим не о юристах, а о людях с юридическим образованием. А оно во всем мире, во всех развитых обществах является одним из самых универсальных, удобных и эффективных для занятия самыми разными видами деятельности. Если мы посмотрим на бизнес-элиты, на европейских и американских чиновников, то увидим, что подавляющее большинство из них имеет юридическое образование. По крайней мере, оно является базовым, на которое потом уже наслаиваются другие знания, навыки и опыт.