На корабле, который сам рождался долгие пятнадцать лет, теперь с нетерпением посматривают в сторону разработчиков новой морской ракеты "Булава": когда, наконец, она полетит? Ведь без этого головной ракетоносец не может быть признан полноценной боевой единицей и принят в состав сил постоянной готовности.
Экипаж "Юрия Долгорукого" во главе с капитаном I ранга Владимиром Шириным и сдаточная команда Севмаша под началом Николая Семакова сейчас проводят разбор финального этапа заводских ходовых испытаний корабля и готовят его для предъявления комиссии государственной приемки. Как сообщили в пресс-службе северодвинской верфи, "благодаря слаженной работе подводников и специалистов завода план нынешних испытаний выполнен полностью, отработаны все поставленные задачи".
Накануне корабль в очередной раз выходил в море - проверить в действии основные системы и убедиться, что ранее высказанные замечания устранены, а проблемные вопросы сняты. По словам Елены Маковецкой из пресс-службы Севмаша, командир "Долгорукого" Владимир Ширин результатами доволен, а сам выход оценил на "отлично".
В питерском ЦКБ "Рубин", где спроектирован этот и последующие корабли новой серии стратегических ракетоносцев (проект 955 "Борей"), корреспонденту "РГ" подтвердили, что испытания в этом году проходят в строгом соответствии с графиком. Какие-то технические вопросы, разумеется, возникали - все-таки головной корабль, первопроходец, но все они нашли или находят своевременное разрешение. Всерьез беспокоит - и конструкторов, и судостроителей, и самих подводников - затянувшаяся неопределенность с ракетным комплексом для этого корабля.
Да, история российского (советского) ракетостроения помнит всякое. Бывало и так, что новая ракета упорно не хотела летать, но ее настойчиво и целеустремленно "доводили", не впадая в административную истерику и не теряя веры в своих конструкторов. Именно так, утверждает бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин, было с широко известной "Сатаной" - стратегической ракетой шахтного базирования. По его признанию, первые испытания проходили неудачно, и потребовалось в общей сложности 25 пусков, чтобы "довести ее до ума". И, наоборот, шедшая, что называется, без сучка и задоринки на испытаниях ракета РС-18 стала проявлять скверности характера уже в войсках, на стадии боевой службы, и потребовала серьезной доводки "задним числом" - вплоть до того, что "ракеты приходилось снимать с дежурства и везти на завод для устранения замечаний", рассказал генерал Интерфаксу.
Однако оба приведенных случая касаются ракет наземного базирования. А на море - своя специфика. И никто из знакомых мне экспертов не может припомнить более драматичной, чем сейчас, ситуации: головной корабль уже построен и завершил испытания, на стапелях в разной степени готовности еще два официально заложенных ракетоносца той же серии - "Александр Невский" и "Владимир Мономах", вслед созданы заделы для четвертого корпуса ("Святитель Николай"), а с вооружением для них - полная неопределенность.
В ситуации с "Булавой" поставлено на карту само существование морской группировки стратегических ядерных сил России. Корабли с новым ракетным комплексом должны были постепенно заменить собой ракетоносцы третьего поколения 667 БДР и 667 БДРМ, несущие сейчас боевое дежурство. Проектный ресурс и модернизационные возможности этих долгожителей, по признанию их генерального конструктора академика Сергея Ковалева, близки к исчерпанию или уже исчерпаны. Как ни крути - нужна смена.
Вот почему с нескрываемой досадой восприняли моряки-подводники внезапный перенос испытательных пусков "Булавы", назначенных на середину сентября. И сейчас ловят каждое слово больших начальников, чтобы понять: когда же, наконец, когда?!
Тем временем
На вооружение ВМС Франции поступила четвертая ядерная подводная лодка с новыми пусковыми установками. По утверждению газеты "Трибюн", речь идет о ядерной субмарине "Террибль" (Le Terrible) "с пусковыми установками нового поколения и новыми ядерными баллистическими ракетами M51". По сведениям издания, подлодка была принята на вооружение еще в конце сентября, в обстановке секретности. Она может нести до 16 баллистических ракет класса "море-земля". По ее подобию "будут коренным образом модернизированы и перевооружены" три ранее принятые на вооружение французские подводные лодки этого класса: "Триомфан" (Le Triomphant), "Темерер" (Le Temeraire) и "Вижилан" (Le Vigilant).