Они много лет существовали порознь, и трудно было даже представить, что у двух групп может быть что-то общее. Сегодня этим общим стала лидер Fleur, певица и автор песен Ольга Пулатова.
Московская команда Verba, существующая с 2003 года, играла инструментальный гитарный рок разной степени тяжести, выступала по клубам и фестивалям, делала ремиксы, писала экспериментальный саундтрек к фильму 1918 года "Молчи, грусть, молчи". В этом году музыканты во главе с гитаристом и промоутером Ильей Зининым наконец-то выпустили номерной альбом "Ток", полный тяжелой, напористой, нервной гитарной музыки.
Однажды до слуха Ольги Пулатовой, солистки группы рок-романтиков Fleur из Одессы, дошел ремикс, сделанный Verboй на одну из ее песен. Дальнейшее было неожиданным:
- Я обожаю пробовать все новое, - говорила Ольга в беседе с "РГ". - Поэтому, наверное, и решилась напроситься к ним в солистки...
- Чисто инструментальные рамки нас в Москве уже немного сковывали, а тут появилась такая возможность поэкспериментировать! - вторил ей Зинин.
Эксперименты шли либо урывками, либо дистанционно. Общих репетиций было мало, но была активная электронная переписка: Ольга высылала в Москву мелодии с текстами, в ответ получая от Verba инструментальные фрагменты и аранжировки. Готовые песни обкатывались на совместных выступлениях. К лету этого года альбом "Внутренний космос" был сформирован.
Тон концерту в уютном зале клуба "16 тонн" задала Verba, отыграв энергичный номер со сменными соло клавишных и гитары Зинина. Начало первой песни альбома, "Звезды над морем" внешне напоминало Fleur - протяжный синтезатор, тихие слова - ровно до той поры, пока не вступили мерно бьющий барабан и активная электрогитара (в звуке одесской группы доминируют звуки рояля и струнных со скрипкой во главе), начался тяжелый блюз с соответствующим случаю текстом: "Я не прошу меня спасти, могу сама./ Я не прошу меня найти, не спрятана”. Ольга без "флеровского" кресла у синтезатора на сцене смотрелась непривычно, постукивала в бубен, в струнку тянулась к микрофону. Зазвучал "Пластилин" - частый ритм, холодные гитарные гармонии и слова, слова! "Слеплен уже мир депрессий... /А радужный мир не выходит. Как это лепить? На что он похож?" - и дальше о том, что каждый из нас пытается из того, что его окружает слепить свои смешные иллюзии. В балладе "Нельзя" все было уже совершенно несмешно: скупая мелодия, мрачный текст, "рычащая" гитара... Впечатления дополнялись мелькающими за спиной музыкантов черно-белыми роликами видеоарта - перетекающими друг в друга узорами, черным солнцем, несущимся над верхушками деревьев ("Мне хотелось добавить к нашей музыке видео и я снимала на фотоаппарат разные абстракции, лишь бы было красиво и гармонировало с музыкой". - Ольга Пулатова.).
Грубый, "шумный" звук, музыканты, по-рокерски раскачивающиеся в такт тяжелому ритму - все это внушительная армия поклонников группы Fleur прежде никак могла связывать с Ольгой, такой изящной, тонкой, порой томной. Лиричный голос Пулатовой, как оказалось, вполне созвучный с резкими рифмами зининской гитары, выдавал напряжение, неуспокоенность. При этом, конечно, и замечательная пулатовская поэзия никуда не делась, но в жесткой структуре рок-песен "флеровская" романтическая грусть стала уже рок-грустью, тревожащей и будоражащей. С особой силой она прозвучала в заглавной песне альбома, красивейшем "Внутреннем космосе": "Кто мы? Куда мы летим? - под быструю мелодию волновалась Ольга. - Туда ли летим, куда хотим?"
И куда же летят Пулатова и Verba? На концерте они показали песни, которые не вошли в окончательную версию "Внутреннего космоса" и запланированы тандемом на будущее - убедительный блюз "Эмбрион", психоделический "Шелковый путь" и под самую завязку концерта, на бис в "16 тоннах" зазвучала "мова" - явный будущий хит, беспримесный рок "Живильна отрута лють" (Живительная сила злости). Так что эксперименты продолжаются. А что же любимый миллионами Fleur?
- Это совершенно разные области приложения сил, не надо ничего сопоставлять, - говорит Ольга. - Можно сказать, что Fleur - это женственная моя сторона, а Verba - лихая, мальчишеская. Энергии мне хватит на все.