"Аэрофлот" создаст собственную low-cost-авиакомпанию

Сегодня одна из российских авиакомпаний начинает трехдневную акцию по продаже билетов со скидкой в 50 процентов. Тем, кому повезет их купить, могут слетать в Санкт-Петербург примерно за 850 рублей.

Так что теперь в России есть два авиаперевозчика, которые работают по так называемой системе low-cost (низкая цена) - "Авианова" и SkyExpress. Их еще называют бюджетными компаниями. Причем если первая появилась после кризиса, то вторая уже выдержала спад авиаперевозок 2009 года. В общей сложности они летают по 32 маршрутам внутри России. И при желании можно слетать в Сочи за 250 рублей, тогда как традиционный авиабилет стоит минимум в десять раз дороже. Интересно, что если один перевозчик упор делает на командировочных, то другой больше ориентируется на тех, кто дальше своей дачи не ездил. Идет формирование нового пассажира, который готов поплатиться комфортом, и вместо мучительного путешествия поездом заплатить гуманную сумму за авиабилет.

Не исключено, что скоро в полку "бюджетников" будет пополнение. "Аэрофлот" в своей стратегии до 2025 года наметил создание такого перевозчика. Но детали пока не разглашаются. Есть предположения, что его создадут на базе региональных авиапредприятий, которые после преобразования в акционерные общества войдут в "Аэрофлот". Эксперты также не исключают возможность, что крупнейший отечественный авиаперевозчик просто купит довольно неплохой старт-ап - "Авианова" и сделает ее своей дочкой. В любом случае, создание нового или преобразование старого авиаперевозчика стоит недешево, 100-150 миллионов долларов.

Бюджетные авиаперевозчики, предоставляя большие скидки на полеты, отбивают "упущенную выгоду", оптимизируя расходы. Принцип "дешевой авиации" - экономить на всем, кроме безопасности полетов. И пассажир должен понимать, что, покупая дешевый билет, он жертвует комфортом в полете. Бесплатного обеда на борту не будет. Хочется есть - плати. Но клиенты low-cost предпочитают брать с собой домашнюю курицу, бутерброды и вареные яйца, отмечают эксперты. Также в салон самолета можно взять бесплатно только 10 килограммов ручной клади. Все что свыше - входит в дополнительный прейскурант. Сдавать в багажное отделение любой вес можно только за деньги. Билеты на low-cost продаются в основном через сайты, что исключает выплату агентских вознаграждений операторам, которые их распространяют.

У бюджетных авиакомпаний однотипный парк судов, самолеты вмещают максимально допустимое количество кресел. Двигатели настроены на минимальное потребление топлива. Да и сами самолеты используют на полную катушку, но в пределах допустимых норм. В воздухе они находятся до 13 часов в сутки. Каждая воздушная бригада обслуживает 500-600 пассажиров в месяц. Перерыв между посадкой одного рейса и отправкой того же борта в другой, как правило, не превышает 30 минут. А посадка осуществлялась из рукава аэропорта, а не через трап на взлетном поле. Ведь за подвозку пассажиров к трапу надо платить дополнительно.

Поэтому идея об отдельном терминале для бюджетных перевозчиков, который собираются открыть в Пулкове, кажется экспертам очень привлекательной. Сюда могли бы приземляться и зарубежные low-cost компании. Но для этого надо упростить таможенные формальности и оговорить возможность допуска компаний на российский рынок авиаперевозок межправительственными соглашениями, отмечают эксперты.

Пока же отечественные бюджетные перевозчики неплохо чувствуют себя только в аэропортах, где есть автоматическая регистрация на рейс, не требующая заполнения бланков вручную, где у пассажира есть возможность зарегистрироваться на посадку через сайт аэропорта.