Главным ресурсом России для успешной модернизации первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая вчера на конференции, назвал не нефть или газ, а 147 миллионов населения.
Когда дискуссия о месте России в глобальной конкуренции плавно подошла к проблеме о том, сколько и чего следует пить в нашей стране, тут стало ясно, что конференция "Социальное измерение модернизации" удалась и действительно близка к завершению. Надо сказать, что иностранных гостей прибыло на второй день не меньше, чем накануне. Так, президент Института экономической стратегии Клайд Престовиц изложил десять критериев, необходимых для успешного экономического развития: сплоченность общества (как в Сингапуре, где понятие "сингапурец" стало реальностью), поддержание конкурентоспособности как национального приоритета, наличие стратегии, создание среды, предсказуемой для инвесторов, образование, макроэкономическая политика, развитие инфраструктуры, взаимодействие государства с обществом и борьба с коррупцией. Правда, он сам признал, что последний критерий сложно использовать, поскольку современный опыт, в частности, в Китае, показывает, что "современную коррупцию нельзя устранить, но можно держать под контролем".
Выслушав гостя, Игорь Шувалов заметил, что перечисленные критерии есть во всех стратегических документах развития, начиная еще с Посланий Федеральному Собранию Владимира Путина и вплоть до последнего Послания Дмитрия Медведева о модернизации. "Мы находимся в периоде, когда определены приоритеты, по некоторым из направлений мы уже начали проводить активную работу, по некоторым только планируем, но все они предмет внимания не только для федерального правительства, но и для регионов", - уточнил первый вице-премьер. Он философски заметил, что о модернизации в нашей стране говорят буквально с петровских времен, просто называя это разными словами, но используя каждый раз один и тот же метод: "Правительства обычно ставили в качестве задачи сокращение разрыва с другими развитыми государствами. Россия все время пыталась догонять и если мы попытаемся провести модернизацию по такому западному типу, то у России есть такой шанс, но он закончится полным неуспехом, поскольку совершенно очевидно, что все предыдущие не смогли быть всеобъемлющими и комплексными".
- Сегодня совершенно понятно, что без комплексного решения от экономических до социальных и правовых вопросов, всего того, что сопровождает жизнь человека, добиться нового качества жизни невозможно, - считает Игорь Шувалов.
При этом характер модернизации в России никак не сравним с такими странами, как Сингапур, хотя опыт этой страны у нас знают, полагает первый вице-премьер. Шувалов предостерег от увлечения слишком решительной ломкой, а кроме того, "Россия - это страна, в которой параллельно с экономической модернизацией должно развиваться политическое состояние общества, наряду с экономическими преобразованиями нужно всегда демонстрировать новое в политических институтах".
- Нам нужны безусловно институты, которые меняются, но ни в коем случае не подвергая никакому испытанию общественную стабильность, чтобы обеспечить долгосрочное развитие и стратегическое планирование. Мы, благодаря тому, что предыдущие десять лет жили достаточно стабильно, пусть и не удовлетворены структурой своего успеха, мы смогли увидеть дорогу, которую надо пройти в ближайшие годы. Нам необходимо развивать собственную политическую систему, чтобы система права воспринималась не как навязанная, а как справедливая и прозрачная судебная система и ей будет сопутствовать эффективная экономическая система, - объяснял Шувалов.
Он признал, что вопрос по темпам развития остается, потому что одни говорят о необходимости спешить, другие о том, чтобы спешить медленно: "Я думаю, задача такая - поменяться, но не одномоментно, для этого нужно десять - пятнадцать лет". В качестве примеров начинаний первый вице-премьер назвал Таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией (явно специально для иностранных гостей он несколько раз повторил, что это не политический, а экономический союз), а также модернизацию систем образования и здравоохранения, частично планы реализуются в рамках трехлетнего бюджета.
- Наши граждане в России должны получить такое же качество жизни, как в ЕС и в США, и мы можем этого добиться: мы обладаем для этого амбициозного плана самым главным - не нефтью и газом, а людьми, 147 миллионами человек, - заявил Игорь Шувалов.
Он также признал, что одной из реальных проблем при этом остается эффективность работы бюрократических структур в нашем государстве: "Люди, работающие в государственной и муниципальной власти, очень часто хорошо образованы, эрудированы, но с точки зрения исполнения должностного долга - не эффективны".
- Россияне в целом настолько талантливы и настолько эффективны при принятии собственных решений, что каждому кажется, что выполнять правила должны другие, а он является исключением. Проблема в том, что так думает все население и каждый бюрократ думает, что может написать "ушла на склад" и закрыть дверь перед посетителем. Это у нас социальная болезнь. Вот чем нам надо учиться заниматься - это выполнением регламентов и умением быстро решать проблемы людей, - сетовал Игорь Шувалов.
Модератор дискуссии Алексей Пушков заметил позже оратору, что при этом нельзя забывать о том, что вокруг нас все меняются, так, в Китае была принята как национальная идеология цель стать первыми в мире. "Шестеркой, конечно, быть не хочется", - пошутил было в ответ Шувалов, но потом уже серьезно заметил, что цифры здесь не так важны, как цель. "Мы не просто за свой комфорт, а за справедливый миропорядок, хотя, конечно, для того, чтобы влиять на принятие решений, нужно быть лидером экономическим и интеллектуальным, чтобы защищать справедливые правила мироустройства, ведь Россия может миру дать очень много".
Отпустив Шувалова на заседание правительства, эксперты бурно обсуждали, является ли уровень смертности и демографические показатели нашей страны препятствием к модернизации. Естественно, дошли до проблемы "много пьем". Профессор РГГУ Андрей Коротаев ехидно заметил, что женщины пьют столько же, а живут дольше. "Между конкурентоспособностью и алкоголем есть зависимость, - оживился Алексей Пушков, - люди, которые конкурируют, не пьют". "Люди пьют, потому что моральный кризис, а не наоборот, - вступился Сергей Капица, - прав Шувалов, когда говорит, что у нас есть человеческий потенциал, другое дело, что мы его не используем". Он напомнил, что в проекте по созданию коллайдера в Швейцарии были заняты 700 русских ученых. "Интеллигенция предала народ, - горько заметил Капица, - говоря о свободе, забыла об ответственности. Мы все-таки должны жить своим умом, своей культурой, и если мы используем этот козырь - выйдем из кризиса".