"Мы - один народ" - под таким лозунгом Германия в 1990 году стала вновь единой.
Этот же лозунг звучал и вчера на Бремен-арене из уст президента ФРГ Кристиана Вульфа. Юбилейные мероприятия каждый год проводятся в разных землях объединенной Германии. В этом году они прошли в самой маленькой федеральной земле - свободном ганзейском городе - Бремене. Россию на этих торжествах представлял спикер Совета Федерации Сергей Миронов.
Его визит, так же, как и сами юбилейные мероприятия, посвященные двадцатой годовщине объединения, оказался весьма коротким. Всего несколько часов провел Миронов на немецкой земле.
Юбилейные торжества открыл председатель бундесрата Енс Бёрнсен, а перед его выступлением музыканты Бременской филармонии исполнили "Праздничную увертюру" Дмитрия Шостаковича.
Этот аспект на послеюбилейной пресс-конференции особо отметил Сергей Миронов. Он сказал, что в таких мероприятиях, где протокол играет очень большую роль, случайностей не бывает.
Открытие юбилейных торжеств именно русской музыкой спикер Совета Федерации посчитал символичным. О России и о президенте СССР Михаиле Горбачеве, о помощи советского лидера и о его вкладе в процесс объединения говорил президент Кристиан Вульф.
Немецкий политик сказал, что для него это участие СССР было довольно неожиданным. Что имел в виду высокопоставленный чиновник, он не уточнил, но, возможно, его слова поясняет статья в свежем номере ведущего немецкого еженедельника "Шпигель". В статье "Цена единства" немецкие журналисты в подзаголовке однозначно утверждают, что объединение двух частей Германии состоялось, несмотря на различные интересы стран антигитлеровской коалиции.
По мнению "Шпигеля", двадцать лет назад Михаил Горбачев хотел спасти ГДР. Париж и Лондон вообще хотели предотвратить объединение. И даже американский президент Джордж Буш колебался в этом вопросе. Но мирная революция, как ее назвал гер Вульф, все же состоялась.
И прошедшие двадцать лет доказали состоятельность того политического решения. Проблемы в объединенной Германии, конечно, остаются. Это нелегальная миграция и межнациональные отношения, безработица и растущая преступность. Но, заметил бундеспрезидент, немцы и сейчас с гордостью могут сказать: "Мы - один народ".