Московская городская Дума утвердила в первом чтении бюджет Москвы-2011. Что он собой представляет? Об этом рассказал корреспонденту "РГ" и. о. министра финансов города Юрий Коростелев.
Российская газета: Юрий Викторович! Правительство Москвы не раз заявляло о том, что экономика города начала выходить из кризиса. Значит ли это, что в будущем году доходы столицы заметно вырастут?
Юрий Коростелев: В проекте бюджета-2011 записано, что Москва рассчитывает получить свыше 1 триллиона 192 миллиардов рублей, что на 14 процентов больше, чем в текущем году. То есть дополнительные доходы должны составить 140 миллиардов рублей. Но проблема в том, что этот документ начал верстаться еще летом, когда мы были под впечатлением от итогов работы в первом полугодии, за которое город получил на 45 миллиардов рублей больше, чем прогнозировалось. Но потом наступил июль, за ним - август, и лишь за эти два месяца доходы оказались на 13 миллиардов рублей меньше ожидаемых.. Стало ясно, что экономика Москвы далеко еще не в полной мере оправилась от мирового финансового кризиса. Есть опасения, что его последствия будут ощутимы и в будущем году. Этим объясняется такое разное отношение к проекту бюджета-2011. Например, управление Федеральной налоговой службы по городу Москве заявило, что ожидаемые в нем доходы на 50-60 миллиардов рублей завышены, а Контрольно-счетная палата города, наоборот, считает, что их еще можно было бы увеличить на 50 миллиардов рублей. Мы же надеемся, что наши прогнозные показатели попали в точку, и поэтому ничего менять не стали. Да, план напряженный, но мы постараемся его выполнить.
РГ: На чем зарабатывает столица громадные средства, которые не снились ни одному региону?
Коростелев: Большая часть доходов, или 93,1 процента, - это налоги, из которых 42 процента - на прибыль организаций, а 40,1 процента - на доходы физических лиц. Еще 5,8 процента - региональный налог на имущество организаций. Предваряя вопрос о том, как сказывается близость столицы к федеральному бюджету, скажу: ни субвенций, ни субсидий из федерального бюджета в нашем проекте нет.
РГ: На чем город сейчас больше всего теряет доходов?
Коростелев: Сюрприз преподнесли наши крупнейшие налогоплательщики - газовая и нефтяная отрасли. Их руководство уже предупредило город, что налоги на прибыль во втором полугодии платить не будут, так как у них обнаружились переплаты за прежние два-три года, и они намерены их засчитать. А это лишь по "Газпрому" 40 миллиардов рублей. Вполне возможно, что мы не дополучим от них денег и в будущем году.
РГ: Это скажется на уменьшении социальной части бюджета, размером которой всегда гордилась Москва?
Коростелев: Нет. Более того, замечу: прямые расходы на социальные нужды в будущем году будут как никогда высокими. Если в предыдущие годы на них уходило 38-40 процентов средств, то в этом почти 50, или 644,4 миллиарда рублей. Практически половина!
РГ: Кому адресованы эти деньги?
Коростелев: Москвичам. У всех бюджетников поднимутся зарплаты: на 3 процента с 1 января и еще на 5 процентов - с 1 сентября. Прибавка на первый взгляд маленькая, но, учитывая, что доходы у этих категорий горожан уже сейчас порой выше среднегородских, все-таки довольно ощутимая. Например, средняя зарплата сотрудников социальных служб поднимется с 34,8 тысячи рублей до 36,1, учителей - с 35,3 тысячи рублей до 36,3 тысячи, работников здравоохранения - с 43,6 тысячи до 45,2 тысячи. Ну а в среднем по городу зарплата сейчас составляет 41 тысячу рублей.
РГ: А у чиновников?
Коростелев: Рост зарплаты госслужащих не предусмотрен.
РГ: Пенсии тоже подрастут?
Коростелев: Конечно. С нынешней минимальной - 10 275 тысячи до 11 тысяч рублей. Доплаты до этого размера бюджету обойдутся почти в 96,5 миллиарда рублей.
РГ: У пенсионеров было много и натуральных льгот...
Коростелев: Они сохранятся в полном объеме. Например, чтобы оставить бесплатный проезд в наземном городской общественном транспорте, предприятиям, осуществляющих перевозки льготников, предусмотрено из бюджета города выплатить около 22,2 миллиарда рублей субсидий, еще 22,5 миллиарда - метрополитену и 2,3 миллиарда - железнодорожникам.
РГ: В прошлом году была попытка частично лишить московских пенсионеров права на бесплатный проезд в электричках. Она не повторится?
Коростелев: Об этом не идет даже речи. Сохранятся также в неприкосновенности льготы на оплату телефона и жилищно-коммунальных услуг, система льготных абонементов для пенсионеров, инвалидов, студентов и других льготников в музеи, театры и интеллект-центры.
РГ: В связи с инфляцией заметно подорожали лекарства. Как это скажется на перечне медикаментов, которые получают бесплатно московские льготники?
Коростелев: Никак. Для того чтобы его не пришлось пересматривать, на финансирование приобретения бесплатных медикаментов в соответствии с утвержденным списков заболеваний, а также для детей до трех лет жизни и до 18 лет - из многодетных семей на 2011 год предусмотрено около 6,2 миллиарда рублей, что на 8 процентов больше, чем в нынешнем году.
РГ: От чего городу пришлось отказаться, чтобы увеличить социальные расходы?
Коростелев: Увы! Прежде всего от строительства ряда объектов, важных для развития города. На реализацию адресной инвестиционной программы выделен 231 миллиард рублей, что на 26 процентов меньше, чем в текущем году. То есть она будет теперь финансироваться фактически по остаточному принципу. Но социальные приоритеты сохранены и в ней. Как и обещало правительство города, в неприкосновенности остались планы строительства жилья по горзаказу, сотни детских садов, школ, поликлиник...
РГ: Как известно, город очень рассчитывает, что у него появятся дополнительные деньги на дорожное строительство в связи с воссозданием дорожного фонда...
Коростелев: Ничего конкретного по этому поводу я сказать пока не могу. В проект бюджета заложено пока на эти цели 40 миллиардов рублей за счет собственных источников Москвы. Столько же планировалось и в этом году, но когда появились дополнительные доходы, мы добавили на сооружение магистралей еще 22 миллиарда. Планируем по такому же принципу работать и в следующем году. Что же касается федерального дорожного фонда, то, насколько мне известно, пока лишь готовятся документы, необходимые для его создания. Поэтому говорить о том, что из него может перепасть Москве, рано. Меня гораздо больше интересует, будут ли аналогичные региональные фонды, и если да, то из каких источников они будут формироваться. Ясности пока нет и на этот счет.
РГ: На содержании городского хозяйства нехватка средств тоже отразится? Скажем, придет зима, выпадет много снега, а коммунальщики заявят: нам денег не дали и потому такие дороги - нигде ни пройти ни проехать...
Коростелев: Вот этого можно не опасаться: средства, необходимые для поддержания жизнедеятельности города, мы предусмотрели в первую очередь. По опыту прошлой зимы, оказавшейся слишком снежной и потребовавшей для очистки города гораздо больше усилий и денег, по поводу которых потом пришлось ломать голову, где их взять, финансирование на уборку в проекте бюджета-2011 заложено в полтора раза больше, чем год назад. Поэтому город просто обязан нормально жить и функционировать при любой погоде. Не будут отложены также ни капитальный ремонт жилых домов, ни работы по озеленению.
РГ: Как вы собираетесь гасить дефицит бюджета? Ведь он составляет более 100 миллиардов рублей?
Коростелев: Напомню: столичный бюджет традиционно дефицитный. Ничего страшного правительство Москвы в этом не видит, так как деньги, которые мы бываем вынуждены привлечь для покрытия дефицита, не проедаются, а используются на развитие. Источники же покрытия у нас всегда надежные. Это прежде всего выпуск облигационных займов. Мы всегда их вовремя гасим. Никто не может сказать, что хотя бы раз его обманули и своевременно не профинансировали эти займы. Уверен, что и в будущем столица останется верной этой традиции.