Принцип работы в иностранных компаниях практически неизменен - все сотрудники трудятся в одном помещении с начальством
Заморскому гостю, навестившему по делам службы какой-либо британский офис, я настоятельно не рекомендовала бы доверять известным ему приметам, по которым определяется, кто в данной компании босс, а кто простой смертный служащий.
Во-первых, потому что даже главу крупнейшей корпорации его сотрудники будут называть просто по имени. Во-вторых, потому что важные менеджеры многих фирм и организаций имеют привычку не отличаться от своего персонала, усаживаясь работать в общем "котле", в одном с ними помещении.
Часто бывая по делам службы в одной из крупнейших издательских корпораций Лондона, я на бегу по-приятельски приветливо кивала некоему Джону ("хеллоу, Джон!"), чей стол стоял на пути моего продвижения к месту назначения. И только потом узнала, что этот самый Джон является в данной компании "человеком номер два".
Зачем же он тогда сел, так сказать, посреди народа? Чтобы вариться непосредственно в гуще дел и быть быстро досягаемым для любого сотрудника. Именно такую концепцию ведения бизнеса и руководства коллективом исповедуют многие здешние руководители, особенно среднего звена, и потому ставят свой стол в общем зале. Разумеется, такой расклад вовсе не обязателен, и иной менеджер ранга исполнительного директора или зама главного редактора может выбрать пребывание в отдельном кабинете. Но во многих случаях этот кабинет будет встроен опять-таки в общий зал и дверь в нем будет либо всегда открыта, либо отсутствовать в принципе. Что же касается "общего зала", то если вам доведется быть в Лондоне, постарайтесь каким-нибудь образом попасть на "экскурсию" во всемирно известную страховую компанию Lloyd s, и вы увидите впечатляющее зрелище подлинно коллективного труда. Поднимаясь на эскалаторе, прорезающем по центру все этажи небоскреба страхового гиганта, дух захватит от созерцания гигантских помещений и сотен сидящих за столами сотрудников, сотен компьютеров, сотен приглушенно жужжащих телефонов.
И что совсем поразительно, точно такую же картину можно наблюдать и в редакциях крупнейших британских газет. Репортеры и редакторы сидят в одном огромном зале, который окружают гигантские мониторы, транслирующие новостные каналы в режиме нон-стоп. При этом атмосфера в этом гигантском "муравейнике" абсолютно творческая и рабочая - все звуки приглушены, разговоры по телефону ведутся на пониженных тонах, каждый сосредоточен на своей работе. У маститых обозревателей и комментаторов, чей авторитет и статус в британских газетах непререкаем, может быть отдель ный кабинет. Но он опять же вмонтирован в общий зал и отделен от него лишь полупрозрачными стенами.
Впрочем, если в передовых частных компаниях Британии работают нынче "общим залом", то в государственных учреждениях, особенно тех, что расположены в старых зданиях с длинными коридорами, можно по-прежнему увидеть кабинетную систему труда. Подобное сохранилось, в частности, в ряде британских министерств, в ряде зданий телерадиовещательной корпорации Би-би-си.
Между тем принцип огромного единого служебного помещения, где стоят рядами длинные столы, а за каждым гнездятся по 3-4 сотрудника, значительно экономит затраты на офис. Главы частных корпораций точно знают, сколько стоит одно рабочее место в их конторе: за редким исключением минимум десяток тысяч фунтов стерлингов в год. Однако если квадратные метры идут на вес золота, то во всем остальном на сотрудниках британских учреждений стараются не экономить. Поголовная компьютеризация давно уже воплощена в жизнь. С любого рода оргтехникой и канцелярскими принадлежностями нет проблем. При этом бумага-авторучки-фломастеры- скрепки-конверты выкладываются на специальных полках в зале, так что просить "завхоза" не надо - подходи и бери.