Новости

04.10.2010 00:30
Рубрика: В мире

Сколько мерить в метрах

Принцип работы в иностранных компаниях практически неизменен - все сотрудники трудятся в одном помещении с начальством

Заморскому гостю, навестившему по делам службы какой-либо британский офис, я настоятельно не рекомендовала бы доверять известным ему приметам, по которым определяется, кто в данной компании босс, а кто простой смертный служащий.

Во-первых, потому что даже главу крупнейшей корпорации его сотрудники будут называть просто по имени. Во-вторых, потому что важные менеджеры многих фирм и организаций имеют привычку не отличаться от своего персонала, усаживаясь работать в общем "котле", в одном с ними помещении.

Часто бывая по делам службы в одной из крупнейших издательских корпораций Лондона, я на бегу по-приятельски приветливо кивала некоему Джону ("хеллоу, Джон!"), чей стол стоял на пути моего продвижения к месту назначения. И только потом узнала, что этот самый Джон является в данной компании "человеком номер два".

Зачем же он тогда сел, так сказать, посреди народа? Чтобы вариться непосредственно в гуще дел и быть быстро досягаемым для любого сотрудника. Именно такую концепцию ведения бизнеса и руководства коллективом исповедуют многие здешние руководители, особенно среднего звена, и потому ставят свой стол в общем зале. Разумеется, такой расклад вовсе не обязателен, и иной менеджер ранга исполнительного директора или зама главного редактора может выбрать пребывание в отдельном кабинете. Но во многих случаях этот кабинет будет встроен опять-таки в общий зал и дверь в нем будет либо всегда открыта, либо отсутствовать в принципе. Что же касается "общего зала", то если вам доведется быть в Лондоне, постарайтесь каким-нибудь образом попасть на "экскурсию" во всемирно известную страховую компанию Lloyd s, и вы увидите впечатляющее зрелище подлинно коллективного труда. Поднимаясь на эскалаторе, прорезающем по центру все этажи небоскреба страхового гиганта, дух захватит от созерцания гигантских помещений и сотен сидящих за столами сотрудников, сотен компьютеров, сотен приглушенно жужжащих телефонов.

И что совсем поразительно, точно такую же картину можно наблюдать и в редакциях крупнейших британских газет. Репортеры и редакторы сидят в одном огромном зале, который окружают гигантские мониторы, транслирующие новостные каналы в режиме нон-стоп. При этом атмосфера в этом гигантском "муравейнике" абсолютно творческая и рабочая - все звуки приглушены, разговоры по телефону ведутся на пониженных тонах, каждый сосредоточен на своей работе. У маститых обозревателей и комментаторов, чей авторитет и статус в британских газетах непререкаем, может быть отдель ный кабинет. Но он опять же вмонтирован в общий зал и отделен от него лишь полупрозрачными стенами.

Впрочем, если в передовых частных компаниях Британии работают нынче "общим залом", то в государственных учреждениях, особенно тех, что расположены в старых зданиях с длинными коридорами, можно по-прежнему увидеть кабинетную систему труда. Подобное сохранилось, в частности, в ряде британских министерств, в ряде зданий телерадиовещательной корпорации Би-би-си.

Между тем принцип огромного единого служебного помещения, где стоят рядами длинные столы, а за каждым гнездятся по 3-4 сотрудника, значительно экономит затраты на офис. Главы частных корпораций точно знают, сколько стоит одно рабочее место в их конторе: за редким исключением минимум десяток тысяч фунтов стерлингов в год. Однако если квадратные метры идут на вес золота, то во всем остальном на сотрудниках британских учреждений стараются не экономить. Поголовная компьютеризация давно уже воплощена в жизнь. С любого рода оргтехникой и канцелярскими принадлежностями нет проблем. При этом бумага-авторучки-фломастеры- скрепки-конверты выкладываются на специальных полках в зале, так что просить "завхоза" не надо - подходи и бери.

Неистребимый стол

Текст: Анна Розэ

Поговорка "солдат спит - служба идет" немцам абсолютно чужда. Государственным служащим или офисным работникам частных предприятий поблажек нет. Если пришел на работу - работай, не простаивая ни секунды. Бдительное око шефа всегда следит за сотрудниками, которые частенько должны отрабатывать сверхурочные или брать работу на выходные.

Время на службе - деньги, производительность труда - и в офисах святая святых. Спящая на ходу служащая банка или еле передвигающийся сотрудник пресс-службы однозначно исключены. Немцы работают всегда, везде и без остановки.

При этом каждый начальник прекрасно знает, что для хорошей работы сотрудникам положен и хороший отдых.

Имеют ли сотрудники право перекусить на рабочем месте? Конечно! В любом учреждении есть кухни, которыми могут пользоваться все сотрудники. Начальство за свои деньги ставит для подчиненных кофеварки, чайники, холодильники, посудомоечные машины и подключает, если надо, холодную и горячую воду. Естественно, сотрудники должны сами убирать за собой. Однажды знакомый адвокат рассказывал, что ассистенты его конторы не помыли посуду, а секретарь заявила, что она, мол, не уборщица, мыть за всеми подряд. В результате ее контракт не был продлен.

Если для работы положен индивидуальный компьютер или телефон, естественно, сотрудник его на рабочем месте и получит. Доступ в Интернет никогда не закрывается и личные номера не блокируются, но пользование орудием офисного труда в личных целях запрещено.

Если начальство поймает сотрудника с поличным во время болтовни с любовницей или игры в преферанс - пиши пропало. Ни разу нигде и никогда мне не приходилось видеть этой карточной игры, так любимой россиянами, на экранах немецких компьютеров. Почему? Ответ прост: экономия рабочего времени. Ведь начальник - будь то частник или государство, нанимая любого сотрудника, исходит из объема работы и человеко-часов, необходимых для ее выполнения. Простой не входит в калькуляцию.

Стандартного представления о рабочем месте служащего в Германии не существует. Бывает, в одной комнате сидят по три человека, бывает, в кабинете сидит один сотрудник. Ячейки с перегородками приняты только в телефонных центрах.

У коллег-журналистов в последнее время распространились редакционные залы со звукоизоляцией. Сидящие за большим овальным столом журналисты обрабатывают информацию, умудряясь при этом не мешать коллегам. Ведь написание статей, как любая умственная работа, требует предельной концентрации. Однако самым распространенным рабочим местом служащего в Германии остается традиционный индивидуальный стол.

Работа без огонька

В Бельгии, как нигде, мир служащих очень разнообразен. Помимо разделения на частный и государственный сектора также идет четкое деление на функционеров федеральной и региональной принадлежности.

А Брюссель, на территории которого находится множество представительств транснациональных компаний, различные европейские организации и большинство структур Евросоюза, штаб-квартира НАТО, огромное количество иностранных посольств, славится огромным количеством международных чиновников. У каждого из этих типов работников своя трудовая жизнь и свои условия работы.

Есть единые для всех федеральные законы, определяющие основные санитарные нормы на рабочем месте, - температура в помещении и минимально допустимая площадь рабочего места. Все остальное - на усмотрение руководства.

Лучше всех налажен быт для своих сотрудников именно в частном секторе. Удачливые и эффективные капиталисты уделяют повышенное внимание бытовым мелочам при организации рабочего процесса, стараясь сделать все возможное для того, чтобы их работник ни в чем не нуждался. Руководители крупных фирм придерживаются принципа: человеку надо помогать работать, но и требуют от него вкалывать с полной отдачей. Такие мелочи, как кофе-машины, автоматы с водой, кондиционеры, продвинутая оргтехника и современнейшие средства связи, не считаются излишеством. Это своего рода инвестиция в будущую результативность работы.

А вот местным госслужащим остается лишь завидовать "частникам". У них условия труда гораздо скромнее, но и требования к ним, в том числе и по трудовой дисциплине, более лояльные. В местных госструктурах работают без присущего "фирмачам" огонька, а короткие технические перерывы на чаепитие считаются вполне уместными. Этому типу служащих не приходится мечтать о передовой оргтехнике с новомодным дизайном - работай, как можешь, на том, что дали. А на то, что рабочее помещение нуждается в косметическом ремонте - не обращай внимания, все равно никакой ремонт сметой не предусмотрен.

Наиболее распространенный принцип обеспечения госслужащих необходимыми условиями работы - практичный минимализм. Никто не будет тратить деньги на какие-либо дизайнерские ухищрения для оформления кабинетов сотрудников. Площадь рабочего места каждого напрямую зависит от его должности, ибо каждый дополнительный квадратный метр стоит существенных денег. Стоит признать, что помещения госструктур в Бельгии как федерального, так и регионального уровней представляют собой саму скромность. Ибо любые излишества - это дополнительные финансовые затраты, а подсчет денег здесь налажен хорошо.

Более благоприятная картина с условиями работы складывается у еврослужащих. У них уровень комфорта на рабочем месте несколько выше, что обуславливается существенной разницей в размерах бюджетов Бельгии и ЕС. Но и здесь особых роскошеств не приемлют.

Но все на очень скромном уровне, главное - практичность. Показателен такой пример: большая часть административного состава различных структур ЕС, связанного с частыми переездами между Брюсселем, Страсбургом и Люксембургом, имеет право на получение служебного ноутбука. Но, если этот служащий получает ноутбук, он автоматически лишается настольных компьютеров на своем рабочем месте во всех городах. То есть если получил ноутбук, то и вози его с собой, и никакой настольный компьютер тебе не положен.

Ситуация с условиями работы в редакциях местных СМИ ничем особо не отличается от частных фирм: общее помещение для корреспондентов и журналистов с разграничением рабочих мест. При этом лишь руководство и редакторский состав могут рассчитывать на отдельные кабинеты, а для всех остальных - одна рабочая зона, так как это с точки зрения затрат на организацию процесса работы выходит гораздо дешевле и эффективнее. А деньги, как уже говорилось, здесь считать умеют.

От 10 квадратов и больше

"Открытые пространства", то есть залы, разбитые на ячейки, где работают многие десятки, а то и сотня-другая журналистов, - повальное явление практически во всех парижских газетах. Так, в "Монде" на единой площади обосновались главные отделы, в том числе политический, международный, экономический.

Лишь их начальникам отведены небольшие закутки, которые язык не поворачивается назвать "кабинетами". Что касается руководства, то оно, как правило, размещается на отдельном этаже. Да и там все подчинено экономии, которую политкорректно называют "рациональностью". К примеру, у главреда "Монда", как рассказывают коллеги, офис площадью не более 14-15 квадратных метров - совсем не люкс.

АФОР - так называется во Франции организация, которая ведает нормативами и стандартами. Так вот, что касается организации рабочего места служащего частной компании или министерства, норма одна и та же - 10 квадратных метров площади на человека. Больше, естественно, не возбраняется. Если меньше, то это рассматривается как нарушение, за которым следуют оргвыводы профсоюзной комиссии по гигиене и охране труда, а за ней и государственной инспекции. Сначала в виде требования ликвидировать непорядок, за которым при неподчинении следуют и штрафные санкции.

Это при классической рассадке сотрудников по кабинетам, то есть в комнатах на три-четыре человека. Когда же речь заходит об "открытых пространствах", то норматив увеличивается - до 12 - 15 квадратов на служащего.

Надо сказать, что у этого новшества есть немало сторонников, но и противников хватает. По опросу, проведенному специализированным изданием "Журналь дю менажман", 46 процентов людей, сидящих в таких залах, разбитых на ячейки, в той или иной степени высказывают недовольство.

Главная проблема, рассказывал мне знакомый, работающий в суперсовременном офисе "Эр Франс" на восточной окраине Парижа, - это шум и трудности, связанные с необходимостью сконцентрироваться.

И тем не менее мода на "открытые пространства" не проходит. Почему? На этот вопрос дает ответ один из местных специалистов в этой области архитектор Филипп Мёрис. Он считает, что такая форма организации труда "улучшает контакт между служащими, их оперативность, а также повышает сплоченность в достижении общей цели". Надо сконцентрироваться или обсудить какую-либо проблему с глаза на глаз? Для этого в проектах Мёриса предусмотрены рядом с "открытыми пространствами" закрытые помещения с хорошей звукоизоляцией.

Кстати, среди тех, кому не по душе сидеть у всех на виду, как показывают мои расспросы, люди из руководящего состава старшего поколения. Даже если площадь "начальнического" отсека метров на десять больше, чем у остальных. Ведь привычка к четырем стенам и приличной кубатуре кабинета так просто не проходит, чего не скажешь о молодых начальниках разного уровня.

Они убеждены, что, "сливаясь с массами", можно легче контролировать работу подчиненных, а для конфиденциальных бесед и совещаний активно используют приспособленные для этого компактные "конференц-залы".

Важный вопрос на производстве - питание. Как правило, крупные предприятия и учреждения имеют свои собственные столовые. Кстати, это один из обязательных пунктов всех трудовых соглашений, по которым от 50 до 60 процентов обеда служащего оплачивает работодатель. Причем затраченные на это средства он имеет право частично списывать с налогов предприятия. Ну а в мелких компаниях, где нет столовых, персонал получает так называемые "ресторанные чеки". Это своего рода талоны, которые можно использовать в 164 000 точек французского общепита.

Метры для "священных коров"

В уютном уличном кафе в одном из витиеватых переулков Стамбула иностранный друг-журналист с нескрываемым увлечением рассказал мне о некоторых особенностях этого ремесла в Турции.

По его словам, главное здесь не столько талант и способность интересно сочинять берущие за душу статьи, сколько профессиональный опыт и стаж работы в различных СМИ. Иными словами, чем больше ты проработал в журналистике, тем привлекательнее будет предложенное тебе трудовое соглашение.

Это правило, сложившееся десятилетиями, действует по всей Турции, в том числе и в Стамбуле, где сосредоточены головные офисы всех турецких изданий. Крупнейшая турецкая газета с многомиллионным тиражом "Заман" ("Время") недавно выстроила в Стамбуле для своих сотрудников современное здание, оборудованное по последнему слову техники.

Пять этажей здания подчинены строгой журналистской иерархии. В редакции газеты работает более 200 человек. Руководство издания, редакторский состав, а также священные коровы турецкой печати - колумнисты - занимают здесь отдельные кабинеты с традиционным для турецких офисов внушительным метражом и непременными кондиционерами. Журналистская братия в большинстве своем персональных кабинетов не имеет. Просторные залы под 400 квадратных метров, разделенные на персональные рабочие зоны, - вот характерное место работы турецкого газетчика. Однако пусть вас не смущают такие условия - огромные панорамные окна, высокие потолки и мощные кондиционеры располагают к работе. В таком помещении могут комфортно сосуществовать и творить десятки журналистов. Помимо Интернета, на стенах телевизионные панели, по которым постоянно идет прямая трансляция местных новостных каналов CNN-Turk и NTV.

Желание перекусить и выпить стаканчик турецкого чая не только в перерывах, но и во время творческой деятельности рассматривается здесь как само собой разумеющееся. Поэтому помимо кофе-машин и автоматов со свежим чаем в здании редакции есть и кафе для своих сотрудников, работающее без перерывов.

Отдельно стоит сказать о беспрецедентных мерах безопасности, соблюдаемых в редакциях турецких СМИ. После ряда трагических смертей журналистов в 70-х годах прошлого века, когда несколько известных обозревателей были застрелены на своих рабочих местах, сейчас здания турецких газет охраняются, как военные объекты.

Ячейки общества

Условия работы сотрудников различных фирм, компаний и даже госучреждений в США отличаются аскетизмом и практичностью - кабинеты занимает только начальство, а "офисный планктон" обитает в отдельных кабинках, знакомых россиянам по многочисленным голливудским фильмам.

В Америке еще с 1930-х годов царит мода на свободную планировку офисов и контор. В многоэтажных американских бизнес-центрах такая планировка подразумевает создание максимум открытого пространства на каждом этаже, минимум несущих стен и разделение всей имеющейся площади на отдельные рабочие места при помощи мобильных пластиковых перегородок. Американцы предпочитают проявлять свои профессиональные качества индивидуально.

Что более важно, американские компании получают солидную экономию средств, необходимых на обустройство "коридорно-кабинетной" системы в офисе по-европейски.

В прямом смысле открытый подход к организации рабочих мест клерков в США получил соответствующее название - "open space" и появился на волне Великой экономической депрессии, когда во главу угла была поставлена максимальная экономия и производительность.

Впрочем, как рассказали "РГ" сотрудники американских СМИ, в ряде редакций крупных газет не имеется даже отдельных кабинок-ячеек для корреспондентов - столы всех репортеров с компьютерами и телефонами просто стоят в центре помещения, а начальство наблюдает за работой подопечных через стеклянные стены своих кабинетов.

Действительно, руководство в госучреждениях и топ-менеджеры в частных компаниях в США в отличие от своих подчиненных предпочитают занимать отдель ные кабинеты. Любопытной особенностью американских начальников, по которой можно без проб лем определить их статус в компании, является количество окон в кабинете - чем их больше, тем более высокое положение в иерархии "конторы" занимает хозяин.

Как показывают последние соц исследования, более половины офисных работников в США зачастую обедают, не отходя от рабочего места, - контейнеры с едой ежедневно приносят на работу 57,9 процента сотрудников крупных компаний и фирм, около 20 процентов едят в корпоративных кафе, а остальные питаются в ресторанчиках рядом с работой. Примечательно, что 51,8 процента клерков, опрошенных Американской ассоциацией трудящихся, пояснили, что успевают съесть свой ланч в течение 30 или меньше минут.

Подбодрить же себя в течение рабочего дня большинство американских офисных работников могут с помощью бесплатного кофе или чая. То, что в специальных кофе-румах, имеющихся в большинстве офисов средних и крупных американских компаний, за счет фирмы можно не только пропустить стаканчик-другой кофейку, но и главное - сэкономить на этом напитке, является привлекательным аргументом для желающих устроиться на работу.

Иначе при нынешней дороговизне им бы приходилось тратить на кофе или чай до 5 долларов ежедневно. А эти траты мало кому придутся по душе .

В мире Европа Бельгия В мире Европа Франция В мире Европа Германия В мире США В мире Ближний Восток Турция А как у них?