Выставка "Невыносимая свобода творчества" посвящена 35-летию одной из самых известных выставок "неофициального искусства", которую после долгой борьбы с художниками Главное управление культуры исполкома Москвы разрешило провести в павильоне "Дом культуры" на ВДНХ с 20 по 30 сентября 1975 года. Нынешняя выставка, сделанная Третьяковкой в том же 84-м павильоне, своего рода ремейк той славной экспозиции. И как почти всякий ремейк - проигрывает оригиналу.
Правда, причины прямо противоположны тем, по которым обыкновенно терпят поражение киношные ремейки. В фильмах обычно сохраняются сюжет, драматургия, но обновляется состав исполнителей. Новая команда рассматривает успех давней картины как вызов, поднимает перчатку и выкладывается по полной, чтобы доказать, что они не хуже, скажем, Хичкока, Трюффо, Лелюша или других гениев ХХ века. ГТГ, обращаясь к сюжету 1975 года, напротив, постаралась сохранить многих участников, но никак не использовала драматургическую пружину, которая дер жала выставку 1975 года. А жаль - какие возможности потеряны!
Нерв драматургии той выставки был связан с противостоянием "неофициальных" художников и властей. Художники боролись за право показать свои работы на Всесоюзной выставке. И сентябрьская выставка в "Доме культуры" была лишь одной из открытых битв, которые шли начиная с "бульдозерной выставки" 1974 года. Между сентябрем 1974-го и сентябрем 1975-го была февральская выставка в павильоне "Пчеловодство" на той же ВДНХ (4 дня!) и череда экспозиций в квартирах, на которые выстраивались очереди зрителей. Так что 10 выставочных дней в сентябре были настоящей победой. Впрочем, надо признать, что власти сделали все, чтобы ее омрачить. В "Доме культуры" не разрешили открывать окна и включили отопление, так что в помещении было под 40 градусов жары. Ближайшие кафе и даже туалеты на ВДНХ были закрыты. И вообще выставка началась с ...закрытия. В ночь перед вернисажем 38 работ сняла цензурная комиссия. Пришедшие утром художники в знак протеста сняли все свои работы. Павильон оцепила конная милиция, а выставку объявили закрытой. Правда, после 4-часового импровизированного митинга (его возглавил Оскар Рабин) был найден компромисс. Художники пожертвовали 16 работами, а 22 должны были вернуть. Так что фактически выставка открылась только 21-го. Зато народ ломился - в очереди стояли по три часа, за "контрамарку" давали 5 рублей. Большие деньги по советским временам!
|
Видео: Сергей Куксин |
Этот сюжет - отношений художника, арт-институций и государства, который в последнее время становится все актуальнее, кураторов не заинтересовал. Но они попытались сделать акцент на другом - на пьянящем ощущении свободы, на радости "вторжения" искусства на новую территорию. Но понятно, что для старшего поколения, тех, кто участвовал в баталиях 1975 года, эта радость уже сильно в прошлом. Хотя, конечно, приятно вспомнить былое. Но все же дважды в одну реку не войти. В знаменитой работе группы "Гнездо" никто не сидит, дурачась и высиживая яйца. И в "Пальто М. Одноралова" - рэди-мейде в дюшановском стиле, созданном Рогинским и самим Однораловым, - в кармане лежит не стеклянная бутылка кефира, а нынешняя пластиковая с чем-то сыпучим и не скоропортящимся. Впрочем, крышечка на бутылке зелененькая, как фольга, закрывавшая кефир.
Что касается молодежи, то у них радость "вторжения" и вовсе амбивалентна. Лучше всего это демонстрирует остроумная работа Ростана Тавасиева "Место в искусстве" (2010). Тавасиев и тут не изменил любимому материалу - мягкой игрушке. Перед белоснежным холстом - досочка качелей, на одном конце которой - яркий бирюзовый зайчик. Другой конец свободен. На него смотрит с высоты картонных коробок здоровый серый бегемот-тяжеловес. Явно примеривается к прыжку. Понятно, что ждет зайчика - свободный полет, финал которого - цветное пятно на стене. Что поделать, он хотел найти свое место в искусстве... Мне почему-то кажется, что эту точную работу, несмотря на "игрушечность" материала, радостной никак не назовешь.
Единственный дразнящий художественный жест на выставке адресован вовсе не властям, а "охранителям". Молодой художник Григорий Ющенко, кстати, один из номинантов на премию Кандинского, оклеил стены листочками с отксеренным текстом, типа "Не срывайте! Это важно! Оракул российский...!". Листочки пародируют "глас народа", который норовит искусство, которое ему непонятно, оспорить в судебном порядке. И эта его пародийная акция - чуть ли не единственный экспозиционный жест, отсылающий к сегодняшней ситуации. Впрочем, вру. Работа Леонида Сокова "Прибор для определения национальности", предлагающая зрителям помериться носами, вставив их в специальные прорубленные отверстия, тоже выглядит донельзя актуальной.
А так - что ж! Получился ремейк о том, как музей осваивает новые территории в новое время. Поучительно, но без драйва.