Новости

05.10.2010 00:50
Рубрика: Власть

По морям, по путям

Азия и Европа пригласили Россию поучаствовать в десятках проектов

Вчера глава российского МИДа Сергей Лавров прибыл в Брюссель, чтобы вернуть России почетное место, которое Евросоюз последние 14 лет очень хотел закрепить за собой. Но в итоге европейцы все же поняли, что при помощи Москвы торговать с Азией им значительно дешевле, а значит, выгоднее.

В Брюсселе вчера открылся двухдневный 8-й саммит форума "Азия - Европа" (АСЕМ). Эта международная организация была основана в марте 1996 года. На сегодняшний день в АСЕМ входят все 27 стран - членов ЕС и 16 государств Азии. Даже чисто по географическому принципу без России формат подобной международной организации выглядел явно однобоким и малоэффективным. Но до недавнего времени россиянам на этой политической площадке места не находилось.

Что ни говори, а мировой финансовый кризис оказался хорошим сильнодействующим успокоителем для многих горячих голов. В условиях, когда на счету не только каждый доллар, но и каждый евроцент, фобиями из общего прошлого уже трудно прикрыть очевидное: Россия - надежный мост между Европой и Азией. При этом сокращение расходов на транспортировку грузов может исчисляться десятками миллиардов евро. А ведь в АСЕМ обсуждают помимо транспортных десятки других межконтинентальных проектов.

Иными словами, речь может идти не только о совместном использовании знаменитого БАМа или Северного морского пути, который из-за глобального потепления становится все более привлекательным вариантом поставок грузов из Европы в Азию и обратно. Впрочем, эксперты уверены: именно эти два транспортных проекта могут оказаться самым лучшим началом для выгодного сотрудничества между Россией и другими членами АСЕМ.

Подсчитано, что при использовании маршрута Роттердам - Иокогама расстояние по южному маршруту через Суэцкий канал составляет 11 205 миль. А при использовании Северного морского пути расстояние по этому маршруту сокращается на 3860 морских миль, или на 34 процента.

Что же касается БАМа, то тут экономии еще более впечатляющие: по российской железной дороге грузы из Европы в страны Юго-Восточной Азии будут доставляться почти в два раза быстрее, то есть речь идет об экономии в 8 - 10 суток или 12 000 километров пути. Безусловно, существуют еще проблемы в первую очередь логистического характера: слабая инфраструктура, бюрократия и низкий уровень предлагаемых транспортных услуг. Но все эти вопросы решаемы, в том числе совместными усилиями.

На вопрос, нужна ли Россия АСЕМ, ее участники положительно ответили в прошлом году. Тогда же начали прорабатываться варианты постепенного интегрирования российских структур и отдельных экспертов в различные направления сотрудничества в рамках форума. А в этом году представители России уже участвовали в двух заседаниях старших должностных лиц АСЕМ, а также в 12 конференциях и семинарах.

И вот теперь на 8-й саммит приглашен глава российского МИДа. Ожидается, что в Брюсселе будет официально оформлено присоединение России к форуму "Азия - Европа". Кроме того, во вторник Сергей Лавров выступит перед участниками саммита по теме "Глобальные проблемы".

"Подключение России к деятельности этого уникального диалогового механизма является подтверждением заинтересованности стран - участниц АСЕМ в углублении партнерства с Россией, евразийским государством, "мостом" между Европой и Азией, участие которой в этом форуме является объективным фактом. Мы активно сотрудничаем со странами обоих континентов, развиваем диалоговое партнерство с ЕС и АСЕАН. Рассматриваем присоединение России к АСЕМ как важный шаг по реализации определенной президентом России линии на укрепление позиций нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, наращивание российского участия в многосторонних региональных объединениях", - сообщил "РГ" официальный представитель МИДа России Андрей Нестеренко.

Власть Работа власти Внешняя политика Экономика Макроэкономика