То ли случайно, то ли закономерно возникло впечатление, что традиционный для нашего ТВ крен в сторону развлекаловки несколько ослаб на этой неделе. Появились острые политические шоу, которые можно всерьез обсуждать. По-прежнему занимателен и актуален "Суд времени". ТВ худо-бедно начало разговаривать на злободневные темы в режиме диалога со зрителем.
Поднявшаяся на позапрошлой неделе в эфире информационная волна не угасла и после отставки Лужкова. Просто она приобрела позиционный характер и относительно спокойную форму.
НТВшник Николай Картозия попросил других участников программы "НТВшники" излагать свои претензии к бывшему мэру без глумления, обойтись без оскорбительных ярлыков, не обзывать его пчеловодом, не поминать всуе имена и т.д. На передачу были приглашены и тележурналист Андрей Караулов, и поэт Илья Резник, и член Госдумы Александр Хинштейн. Их оппоненты - Леонид Парфенов, Павел Лобков, Юлия Латынина, Станислав Белковский, ведущий ток-шоу Антон Хреков - все интеллигентные молодые люди...
И в "Поединке" сошлись меж собой рассудительные граждане - политик либерального толка Леонид Гозман, его оппонент - кинорежиссер Никита Михалков. Оба были взаимно уважительны. Тут, правда, отличился телемодератор Владимир Соловьев. Он вторил второму, живо реагировал на его шутки, восхищался красотой метафор художника. Первого то и дело прерывал на полуфразе, передергивал смысл сказанного, вынудив в конце концов господина Гозмана прямо спросить ведущего, что за роль он исполняет в этом шоу? Вопрос резонный. Если программа называется "Поединок", если оппоненты - дуэлянты, то ведущему, естественно, отводится роль рефери, арбитра, человека, следящего за тем, чтобы соблюдались правила игры.
- Нет, - категорично объявил Владимир Соловьев. - Я другой. Я - Соловьев.
Это такая должность у человека на планете Земля - быть Соловьевым.
Далее он объяснил: в чем его миссия в данной программе: "Моя задача через возможности общения разъяснить позиции каждого из вас людям".
Благородная задача. Только решает Соловьев ее крайне недобросовестным образом. Было видно, что он "играет" на стороне одного дуэлянта.
Все было так наглядно очевидно, что суть спора утонула сначала в препирательствах Соловьева с Гозманом, а затем - в отвлеченных рассуждениях господина Михалкова о неспособности народа решать свои житейские проблемы, о предпочтительности худой власти безвластию.
Вообще бросалось в глаза, что режиссеру бесконечно скучно спорить по конкретным пунктам повестки дня: о коррупции, о демократии, о выборах... Ему хотелось провозглашать истины, которые он уже не однажды излагал. О том, какое развратное, бессмысленное у нас ТВ. И самое заветное: "Страна должна прибраться".
Может быть, после этого выпуска стало особенно ясно, насколько ущербен в качестве политического ток-шоу формат соловьевского "Поединка", где есть оппоненты, есть проблема, есть секунданты, есть эксперты, есть голосующие зрители, есть какие-никакие правила и нет человека, следящего за их исполнением.
С этой стороны куда более естественным выглядело шоу "НТВшники".
Разговор здесь не зациклился на личных достоинствах и личных недостатках бывшего мэра. Он вышел на более широкий простор. Да, мэр много чего построил, но именно при нем и выковалась система тотальной коррупции в Москве.
Караулов рассказал, как должны были быть благодарны мастера культуры Лужкову за то, что сделал для нее. Построены театры, концертные залы, что-то отремонтировано... Тут, правда, напрашивался вопрос, не прозвучавший в эфире: какой ценой?
Можно ли подсчитать, сколько столичная бюрократия заработала на разрушении исторической Москвы и сравнить с тем, что она "отслюнила" Вишневской, Захарову и др.? Боюсь, что суммы не соотносимые. Смею предположить, что СМИ в борьбе за доброе имя Лужкова снова перегибают палку. Почти так же, как ее перегнули в другую сторону в борьбе за его злое имя.
На фоне политических столкновений в эфире обострилась конкуренция телеканалов в борьбе за зрителей. И в первую очередь на сериальном фронте. Вызов бросило НТВ. Его "Глухарь" новый сезон начал с рекордного рейтинга под 30 и более того процентов. Интерес к сериалу в какой-то степени подстегнут обсуждающейся в обществе надобностью реформирования милиции. Хотя, возможно, и наоборот: именно сериал в какой-то мере побудил инициировать реформу.
Впрочем, это - отдельная тема для отдельного разговора. В данном же случае показательно то, что ни один другой криминальный или мелодраматический сериал в ближайшее время на других каналах не конкурент "Глухарю". А тут НТВ еще вбрасывает в эфир 10-й сезон ментов с "Улиц разбитых фонарей"! И что другим вещателям прикажите в этой ситуации делать?
Первый в этот драматический момент пытается модернизировать вечернюю линейку будничного прайма, перейдя с ежедневного на еженедельный шаг показа сразу четырех сериалов. Попытка пока воспринимается как пытка. В понедельник серия из крутого жесткого "Побега", во вторник - из комедийного "Гаражи", затем - "Голоса", на десерт опять нечто криминальное - "Банды".
"Пытка" в принципе нужна и полезна. За такой формой приручения зрителя - будущее, которое является настоящим для западноевропейского телезрителя. Но уж больно нас долго приучали к ежедневному скармливанию одного сюжетного блюда, чтобы враз переориентироваться. Привычка, как известно, - вторая натура. Мы к такому разнообразию не готовы.
Теперь вопрос в том: хватит ли у Первого терпения и последовательности в отстаивании своей позиции. Долго проигрывать соперникам по рейтингам руководство Первого канала не привыкло.
Оно уж решилось на то, что себе прежде не позволяло, - сдваивать серии в один вечер. Все для того, чтобы посадить телезрителя на иглу интереса к сериалу. А что еще можно придумать? Взять и отменить показ трех из четырех сериалов и погнать один, например, "Побег"? Он, на мой взгляд, наиболее конкурентоспособен рядом с "Глухарем".
Зато у Первого в этом сезоне большая рейтинговая удача - милый лжец Малахов с его "Детектором лжи".
Один гражданин признался в том, что не любит проводить свободное время в компании родных своей жены и что однажды травмировался во время секса. За такую откровенность был вознагражден полумиллионом рублей.
Другая гражданка поведала, что у нее плохая мать в присутствии матери и за это получила кейс с миллионом рублей. Чем подлее, тем прибыльнее.
Если участники шоу не актеры (не важно - профессиональные или самодеятельные), то это бизнес-проект тех, кто в него вовлечен. Бесстыдная правдивость в обмен на деньги (на большие деньги) - таков основополагающий принцип "Детектора". Остальное - дело технологии.
Проект успешный. Так, может, показ его сделать ежедневным и поставить встык "Глухарю"?