04.10.2010 23:40
    Поделиться

    7 октября в Кишиневе откроется форум "Государственно-частное партнерство в СНГ"

    В СНГ развивается межгосударственно-частное партнерство

    На 7-8 октября 2010 года в Кишиневе (Молдавия) намечен первый межгосударственный форум "Государственно-частное партнерство в СНГ: проблемы и перспективы". Это связано с развитием ГЧП как инструмента межгосударственного сотрудничества в бывшем СССР. В настоящее время с применением ГЧП осуществляется в целом до 60 экономических проектов и программ в СНГ, включая, например, создание и деятельность совместных производств, торговых, пищевых предприятий, транспортных мощностей. Большинство из них реализуется в западном регионе экс-СССР (Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Молдавия, европейский регион России), а также в российско-таджикистанских и российско-киргизстанском сотрудничестве.

    По оценкам экономических структур СНГ, наиболее актуальные вопросы использования ГЧП в сотрудничестве между постсоветскими странами - стимулирование инновационного развития; сближение нормативно-законодательного обеспечения государственно-частного партнерства; использование потенциала ГЧП в развитии производственной и социальной инфраструктуры, в том числе в сопредельных регионах стран Содружества.

    Что касается национальных проектов, обращает на себя внимание развитие транспортного строительства в России и Казахстане с использованием концесионной и других форм упомянутого партнерства. Так, они применяются в комплексном развитии южноякутского промышленного комплекса, включающего сооружение стальных магистралей в этом регионе, то есть ответвлений от БАМа и Транссиба. А также - в создании межрегиональной железной дороги на Крайнем Севере России (Салехард - Надым с выходами к Норильску, Якутску и Магаданскому тихоокеанскому порту).

    А в Казахстане в рамках ГЧП недавно построена 150-километровая железнодорожная линия Шар - Усть-Каменогорск. Это первый крупный, причем завершенный инфраструктурный проект, концессионного профиля в СНГ. По словам казахстанского аналитика Тулкина Ташимова, в Казахстане ГЧП стало активно применяться с 2004-2005 гг. в связи с растущим уровнем износа дорожной инфраструктуры и основных фондов ЖКХ. Тот же проект Шар - Усть-Каменогорск позволил расширить несколько узких мест в транспортной инфраструктуре страны. Эта линия, по данным Т. Ташимова, соединяет Рудный Алтай (северо-восток Казахстана) кратчайшим путем с Турксибом (РФ - Казахстан). Поэтому "отпадает" двойной таможенный контроль и, соответственно, 82-километрового проезда по территории России. А время перевозок по новой артерии сокращается на 12-14 часов.

    Источниками финансирования здесь стали акционерный капитал оператора проекта ("Досжан темир жолы") и облигационный заём. По окончании срока концессии в 2028 году этот объект перейдет в собственность государства. В этой связи, примечательно мнение директора сектора инфраструктуры в Центральной Азии регионального представительства Всемирного банка Кристофа Боша: "Инфраструктурные облигации - полезные инструменты для привлечения финансовых ресурсов в рамках ГЧП".

    Другой пример межгосударственной концессионной формы ГЧП - недавняя передача Арменией 90% своей железнодорожной сети в концессию российской Южно-Кавказской железной дороге на 30 лет с правом продления этого срока еще на 10 лет. Концессионная форма межгосударственно-частного партнерства в СНГ развивается также в нефтепереработке и портовом хозяйстве. А самый крупный контракт в этой сфере в СНГ - между Молдавией и Азербайджаном. Азербайджанская национальная нефтяная компания (Azpetrol) еще в 2005 году получила в 99-летнюю концессию дунайский нефтяной терминал Молдавии в Джурджулештах. По концессионному договору эта компания инвестирует, в целом, 250 млн евро в модернизацию и увеличения мощности этого терминала, а также в строительство в том же районе нового молдавского нефтеперерабатывающего завода. Аналогичные проекты в тех же отраслях и в гидроэнергетике намечены с участием российских компаний, в Украине, Закавказье, Средней Азии.

    Поделиться