04.10.2010 23:10
    Поделиться

    Депутаты решили облегчить автомобилистам процесс перехода на газомоторное топливо

    В комиссии Совета Федерации по естественным монополиям готовится проект закона о газомоторном топливе (ГМТ), в котором содержатся меры по стимулированию бюджетных организаций больше использовать автомобили на газовом топливе. Готовящийся документ прописывает функции федеральных, региональных и муниципальных органов власти, порядок их взаимодействия и сферы ответственности. В законопроекте также содержится требование утилизировать 95% попутного газа, что обеспечит документу поддержку нефтяников, уверены эксперты.

    "Мы много лет ждем этого закона, и если он будет принят, это даст большой толчок для развития отрасли, - отмечает исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации Виктор Стативко. - До этого основным препятствием на пути газомоторного топлива было лобби нефтяных компаний, которым невыгодно развитие конкуренции на рынке автомобильного топлива. Однако сейчас нефтяники могут поддержать принятие закона: в соответствии с правительственной программой компании будут обязаны с января 2012 года утилизировать не менее 95% попутного нефтяного газа (ПНГ), а способов реализации дополнительных объемов газа у добывающих компаний не так много. Но, по моему мнению, основную роль в развитии этого сегмента топливного рынка все же сыграет спрос по требителей".

    На топливном рынке существует два вида газомоторного топлива: компримированный природный газ (метан) и сжиженный углеводородный газ (пропанобутановая смесь). В России наибольшее распространение получила именно пропанобутановая смесь - на ее долю приходится около 1 млн автомобилей и 3 тысячи заправок. Показатели метана куда скромнее - 100 тысяч автомобилей и 226 заправок. "До недавнего времени говорилось о том, что основной посыл закона о газомоторном топливе будет заключаться в том, что он простимулирует законотворческую деятельность в регионах, - говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. - Логика была вполне ясна: местные власти изучают специфику своих регионов и вырабатывают меры по развитию газомоторного направления, выделяя некие средства из своих бюджетов, но не обременяя при этом бюджет федеральный. Но без мер материального стимулирования со стороны центра никакого развития не будет. Поэтому и необходимо, чтобы в законе были предусмотрены налоговые льготы и дотации. Либо закон должен, наоборот, накладывать дополнительный налог на владельцев бензинового и дизельного транспорта".

    Перевод транспортных средств на газомоторное топливо только в бюджетных организациях позволит существенно сэкономить средства госказны: в перспективе это миллиарды рублей в год и улучшение, особенно в больших городах и зеленых зонах, экологической обстановки, говорят эксперты. "Метан по всем показателям экологичнее бензина и дизельного топлива, - отмечает г-н Правосудов. - Кроме того, он имеет такую же теплотворность, как и бензин, но стоит на российском рынке практически в три раза меньше".

    Однако есть ряд факторов, затрудняющих перевод транспорта на газомоторное топливо. Строительство автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС) ограничено весьма жесткими нормами (например, они должны быть на 1,5-4 километра удалены от объектов инфраструктуры, что затруднительно в городских условиях). Кроме того, перевод транспорта на метан требует существенных материальных затрат - от 50 тысяч рублей и выше в зависимости от региона и оборудования. Плюс само газобаллонное оборудование (ГБО) довольно тяжелое и дорогостоящее. К слову, ГБО под пропанобутановую смесь легче по весу и дешевле приблизительно на 15-30 тысяч рублей, что не в последнюю очередь влияет на его лидерство в России.

    Таким образом, по мнению экспертов, для безболезненного перехода на метан требуется пересмотреть нормы строительства АГНКС, так как опыт эксплуатации заправок на метане показывает высокую степень их безопасности. Кроме того, необходимо развивать многотопливные заправки, снижать стоимость ГБО, а также создавать сервисные центры, в которых возможен полный цикл обслуживания ГБО. "Также требуется поставить на поток выпуск заводских газобаллонных автомобилей. Соответствующие работы уже ведутся, но начать лучше не с легковых авто, а с микроавтобусов", - подчеркивает Правосудов.

    При этом, согласно планам законотворцев, бюджетных вливаний развитие рынка ГМТ не потребует, скорее, на первых порах оно приведет к выпадающим доходам. Совет Федерации предлагает предоставлять налоговые преференции для владельцев газозаправочных или биотопливных станций. В частности, им могут снизить налог на имущество и землю, а также предоставить отсрочки по другим видам платежей. Собственникам автомобилей с газовым двигателем уменьшат транспортный налог.

    Поделиться