В МВД созданы новые опергруппы против организованной преступности

По распоряжению министра внутренних дел Рашида Нургалиева в МВД созданы две оперативные группы, которые вместе с местными подразделениями должны выявлять и задерживать участников межрегиональных преступных группировок.

В принципе центральные оперативно-разыскные бюро и так должны тесно взаимодействовать с милицейскими сыщиками из регионов. Иначе вся работа из-за несогласованности потеряет смысл. Но данное нововведение - очередной шаг в реформировании департамента уголовного розыска, особенно после принятия функций по борьбе с организованной преступностью.

Начальник оперативно-разыскного бюро по раскрытию имущественных преступлений МВД России полковник милиции Александр Кшевицкий рассказал "Российской газете", что уже проведены успешные операции с коллегами из уголовного розыска Татарстана, Санкт-Петербурга, Ярославля. А с новгородскими сыщиками сейчас идет работа по большой преступной бригаде.

По словам Александра Кшевицкого, подразделения оперативно-разыскного бюро созданы для раскрытия не просто рядовых, событийных преступлений, а для выявления организованных преступных групп, отличительная особенность которых - серийность. Среди таких преступлений - нападения на инкассаторов и дальнобойщиков. Есть и не очень громкие, но не менее социально опасные преступления - серии квартирных краж, когда используются однородные по способу попытки проникновения в квартиру, разбойные нападения на частные домовладения, хищения автомашин определенной марки.

Например, недавно задержали вооруженную организованную этническую преступную группировку Пипия - Малания, которые причисляли себя к "ворам в законе". В банде было семь человек. Они занимались совершением разбойных нападений с применением огнестрельного оружия на перевозчиков денежных средств, как правило, после обмена денег в банках и пунктах обмена валюты. Причем "работали" в момент совершения преступления оперативно, как и положено отъявленным профессиональным преступникам. Использовали автомобили повышенной мощности. На месте никого задержать не удавалось.

Наследили бандиты не только в Москве, но и в Питере и других городах. За два месяца кропотливой работы удалось все эпизоды задокументировать, передать следствию, затем - задержать, арестовать, доказать. Задержали преступников в Ставрополе, а главаря банды Пипия - в Москве.

Взяли и другую банду, наводившую ужас на дальнобойщиков, - устойчивую преступную группу Масимова. Бандиты нападали на грузоперевозчиков на дорогах Москвы и Подмосковья, следующих, как правило, на таможенный терминал, и забирали у них еще нерастаможенный груз.

Вычисляли, что за груз, простым способом, не требующим напряжения извилин: разрезали тент на машине и смотрели. Потом передавали данные "аналитику" и тот быстро определял стоимость груза. После чего принималось решение: брать или нет, искать следующую жертву. Затем устраивали засаду на дороге либо под видом ремонтных рабочих, либо под видом охранников ЧОПов и невольно заставляли водителей свернуть с дороги в темное место либо развернуться. В это время и нападали, связывали и удерживали водителей. Груз до времени прятали в морских контейнерах на железнодорожных станциях. Реализовывали товар через подельников. Сыщики уже доказали двенадцать разбойных эпизодов. Помогал бандитам сотрудник ГИБДД Алексеев, который обеспечивал беспрепятственный проезд с захваченным грузом до места назначения, находил оптимальные маршруты движения. И тоже получил по заслугам.

Раскрыли и убийство инкассаторов в "Южном дворе", хищение денежных средств. Удалось достаточно быстро выйти на след преступников и арестовать девять человек в Москве, Московской и Вологодской областях.

В департаменте уголовного розыска рассказали и о последних, так сказать, веяниях в криминальной среде. У преступных сообществ все уже давно поделено, и устойчивые виды этих групп занимаются определенным "промыслом". Однако все яснее наблюдаются тенденции этнической окраски преступных сообществ. Это и понятно: единый язык общения, "землячество". К примеру, та же группа Пипия - Малания - в основном, менгрелы. А вот в серийных квартирных кражах доминирует криминальный "бизнес" выходцев из Грузии. Они же в основном проходят и по графе "барсеточники". Появились "бригады" таджикские, узбекские, чего раньше не наблюдалось, и они достаточно в последнее время активизировались.

Разумеется, милицейским агентам очень тяжело внедряться в такие группы - мешает языковой барьер. К примеру, грузины не понимают диалекты менгрелов и сванов. Узбеки - киргизов и таджиков.

Правда, кооперация ради общих целей у преступников существует. В недавнем нападении на пассажирский автобус в Каширском районе Московской области участвовали и славяне, и представители южных регионов разных национальностей.

Основная масса участников преступных групп - это люди, уже сидевшие в местах лишения свободы. Они, что называется, поварились в этой "каше", там же и познакомились.

Кстати

По мнению сотрудников уголовного розыска, необходимо более тесное сотрудничество сыщиков со следствием и прокуратурой. Бывает, сотрудники разных правоохранительных структур не находят взаимопонимания. Поэтому аналитики угрозыска предлагают, чтобы следствие подключалось на этапе разработки преступной группы, чтобы следователь изначально предъявлял определенные требования к тем материалам, которые сыщики будут потом представлять. В результате не будет досадных ситуаций, когда из-за неправильно оформленных документов не удается доказать уже раскрытое преступление.