Дэвид Крэмер: "Фридом Хаус" продолжит фокусироваться на том, что происходит в России

В начале октября известную правозащитную организацию "Фридом Хаус" возглавил бывший  сотрудник Государственного департамента США Дэвид Крэмер. Он согласился ответить на вопросы "Российской газеты" и рассказал о своих планах в качестве директора "Фридом Хауса" в отношении нашей страны.

"Российская газета": К организации, которую вы возглавите в ближайшее время, в России довольно-таки сложное отношение, что вполне объяснимо. Ведь если в 1989 году в ежегодном докладе "Свобода в мире", издаваемым  этой НПО, Советский Союз был признан "частично свободным", то начиная с 2004 года Россия, по версии "Фридом Хауса", перешла в разряд "несвободных" стран. С учетом вашего опыта в отношении России и будучи на посту исполнительно директора этой организации, планируете ли вы уделять больше внимания процессам развития демократии в нашей стране?

Дэвид Крэмер: "Фридом Хаус" продолжит фокусироваться на том, что происходит в России. Конечно, есть и другие части мира, которые также очень важны с точки зрения демократии, прав человека и свободы. Но с учетом размеров и географического положения вашей страны, определенных тенденций, а также влияния того, что происходит в России на другие страны, Россия будет оставаться в большой степени в зоне нашего внимания, и мы уделим российскому направлению в дальнейшем значительное внимание.

РГ: С учетом вашего опыта работы во внешнеполитическом ведомстве США, у вас, вероятно, есть свое видение и свои подход к продвижению демократии в мире. Существует ли идеальная модель демократии, которой должны следовать все остальные страны?

Крэмер: Каждая страна, развивающаяся в демократическом направлении, проходит собственный уникальный путь, базирующийся на ее истории, культуре и традициях. В то же время существуют фундаментальные характерные черты демократии, которые включают, в первую очередь, свободные выборы, свободные институты представительной власти, которые способны уважать права человека, торжество закона и наличие крепкого гражданского общества. Это универсальные черты демократий, но я, безусловно, не ожидаю от России, как и от других стран, следования американской, французской, английской или любой другой определенной модели.

РГ: Возможно, вы признаете, что современная история развития демократии в России очень короткая - прошло немногим больше 20 лет с момента исчезновения Советского Союза. С учетом этого, каково Ваше видение развития демократии в России?

Крэмер: Я бы хотел сказать, что не рассматриваю начало 1990-х годов в качестве действительно демократического периода в России. Руководство страны в лице президента Бориса Ельцина заслуживает определенного признания за попытки контролировать ситуацию после распада СССР, но в моем понимании Ельцин не запускал полноценной кампании по демократизации страны. И хотя на Западе есть тенденция считать 1990-е годы в России периодом торжества демократии, лично я так не думаю. Государство оказалось в упадке в связи с крахом Советского Союза и именно поэтому российские граждане получили возможность пользоваться рядом свобод. Россиянами это время воспринимается как период слабости и хаоса, поэтому, когда на Западе идет речь о том, что в 90-е годы в России была демократия, мы дискредитируем само это понятие. С приходом к власти Владимира Путина мы наблюдали политику восстановления и усиления государства, после упадка и ослабления времен Ельцина.

РГ: Вообще-то страну в это время буквально разрывали на части.

Крэмер: Да, да, но то, что мы видели было слишком жестким подходом к решению проблем. С 2004 годы выборы губернаторов были упразднены, а потом речь пошла об отмене местных выборов. И я убежден, что это является серьезной проблемой, так как снижает уровень подотчетности и ответственности властей. Мои опасения заключаются и в том, что атаки на оппозицию, а также неправительственные организации в России могут продолжиться. Я не утверждаю, что такие атаки выполняются по заказу Кремля, не думаю, что это так. Проблема, по моему мнению, заключается в определенной атмосфере, когда на нижних уровнях полагают, что некоторые вещи, возможно, хотело бы видеть высокое руководство.

РГ: С учетом имеющихся проблем в бюджете США и попыток Конгресса ограничить растущие расходы Госдепартамента, который является основным спонсором
"Фридом Хауса", как вы планируете решать возможные проблемы в финансировании Вашей организации?

Крэмер: Поиски финансирования станут основной частью моей работы. Мы будем активно искать источники финансирования за пределами правительства США, будем искать частные источники поступления средств. Правительство США действительно основной донор содействия программам демократизации в мире, но далеко не единственный.

Досье "РГ"

Дэвид Крэмер является известным специалистом по России и бывшим высокопоставленным дипломатом: в период администрации Джорджа Буша-младшего занимал должность помощника госсекретаря США по вопросам демократии, свободы и прав человека, а до этого до этого в течение трех лет был заместителем помощника госсекретаря по вопросам Европы и Евразии. В этой должности курировал отношения с Россией, Молдавией, Белоруссией и Украиной. Новый руководитель влиятельной негосударственной правозащитной организацией, которая в значительной степени финансируется правительством США, известен своим скептическим отношением к курсу администрации Барака Обамы на "перезагрузку" отношений США и России.