Лауреатами престижной премии Нобелевский комитет назвал американца Ричарда Хека и японцев Эй-Ити Нэгиси и Акира Судзуки.
- Сегодняшняя Нобелевская премия по химии присуждена совершенно заслуженно за выдающееся научное достижение, - сказал заместитель директора Института катализа Сибирского отделения РАН, доктор химических наук Валерий Бухтияров. - Не каждому удается открыть реакцию, которую потом называют его именем.
Имена лауреатов получили важнейшие реакции, в которых участвует палладиевый катализатор. Так, в честь Хека названа реакция соединения ненасыщенных галогенидов с алкенами в присутствии сильных оснований, а имя Судзуки присвоено реакции арил- и винилбороновых кислот с арил- или винилгалогенидами.
Надо отметить, что сегодня катализаторы - это опора экономик многих стран, скажем, в США и Европе каталитические технологии составляют до 40 процентов ВВП, так как они применяются в нефтехимии, нефтепереработке, химии и т.д. Но катализаторы, разработанные лауреатами, это особое направление науки, так называемая тонкая органическая химия. По сравнению с обычной "органикой" оно имеет большое преимущество, так как позволяет получать вещества с очень высоким выходом или, проще говоря, высоким кпд.
- Скажем, если вам надо создать какое-то новое очень сложное вещество для фармакологии или медицины, то, применяя обычные методы, для этого потребуется несколько стадий, каждая с выходом 90 процентов, - объясняет Валерий Бухтияров. - Если стадий, к примеру, пять, то общая эффективность составляет всего 45 процентов. А палладиевый катализатор делает то же самое, но всего за одну стадию, и тогда выход реакции достигает 90 процентов. Так вот разработанные лауреатами катализаторы и обеспечивают этот удивительный эффект. Они "собирают" разные молекулы в одну сложную с новыми качествами. Эти технологии называют "зеленой химией", так как резко сокращаются вредные отходы.
Американцу Ричарду Хеку 79 лет. Он - профессор Университета Делавэра. 75-летний японец Эй-Ити Нэгиси является профессором Университета Пердью в Индиане. Он рассказал, что не ожидал вручения премии, однако отметил, что некоторые люди предрекали, что именно он станет одним из лауреатов. Его соотечественник, 80-летний Акира Судзуки - профессор Университета Хоккайдо в Саппоро. Лауреаты разделят между собой денежную составляющую премии в более чем один миллион евро.
Надо отметить, что и на этот раз, как и в случае с медиками и физиками, эксперты авторитетного международного агентства Thomson Reuters "прокололись", прогнозируя имена лауреатов этого года. Обычно, предсказывая на основе цитирования научных работ, эксперты "угадывали" хотя бы одного лауреата. В этом году в области химии они ставили на Патрика Брауна, который открыл ДНК-микрочипы, Стефена Липпарда, разработавшего препарат для борьбы с раком яичников, иорданца Омара Яги, создавшего материал для хранения водорода, а также на британцев Эдвина Саузерна и Алека Джефриса, предложивших новый генетический тест на отцовство. Но все эти прогнозы не оправдались.
Единственным отечественным лауреатом Нобелевской премии по химии является Николай Николаевич Семенов, который получил ее в 1956 году за исследования механизма химических реакций.