Очередная трагическая новость из виртуального пространства: студент-первокурсник американского университета в Нью-Джерси покончил жизнь самоубийством после того, как однокурсники разместили в Интернете видеопленку его сексуального акта с мужчиной.
Юноша спрыгнул с моста Джорджа Вашингтона. Был он, как рассказывают друзья, славным молодым человеком и отличным музыкантом. Где заканчивается сетевая условность и начинается жесткая реальность? В чем опасность виртуальной обнаженности, исповедуемая владельцами блогов и интернет-страничек? На эти вопросы "РГ" отвечает социальный психолог Ольга Маховская.
Российская газета: С вашей точки зрения, такая виртуальная расправа подсудна?
Ольга Маховская: Думаю, да. Это, безусловно, криминальный случай, и необходимо искать виноватых. И он, к сожалению, не единственный. Далеко не все прыгают с мостов, но такая практика внедрения в интимную жизнь человека должна пресекаться...
Мало того, когда в Интернете выставляется то, что противоречит общечеловеческим нравам, например, педофил демонстрирует акт насилия над ребенком, то это должно преследоваться уголовно. Видеоролик может рассматриваться как свидетельство в деле.
РГ: Есть статистика: 76 процентов россиян размещают свои фотографии в Интернете. Чтобы заинтересовать потенциальных друзей, мы готовы выложить о себе в Сеть любые подробности, начиная с предпочтений в еде и заканчивая особенностями темперамента. Так ли уж безопасны эти игры в откровенность?
Маховская: Зона публичности живет по своим законам. Мы вправе выставлять свои фотографии на многочисленные сайты знакомств, в социальные сети. Как вы знаете, "иконка" (фотография владельца странички) может быть заменена аватаром - забавным рисунком, в ироничном ключе переосмысляющим характер пользователя ресурса. Это своего рода интернет-юмор, который никоим образом по репутации удара не наносит.
Другое дело, что проекция личности в Сети может стать важнее, чем то, что ты сам о себе думаешь, как сам себя ощущаешь. Во всяком случае, от разрушения репутации у тебя практически нет психологической защиты. Как только ты попадаешь в зону публичного внимания, опасность того, что это будет играть против тебя, очень высокая. И молодые страдают от этого прежде всего. Ведь они еще не сформированы и не выработали четких формул психологической защиты. Неудивительно, что несчастье случилось именно с первокурсником. Это около девятнадцати-двадцати лет. Обычно в этом возрасте большие надежды связаны с социальными сетями. Человек приходит в Интернет в надежде найти любовь, внимание, которое он недополучает в реальной жизни. Он очень уязвим именно потому, что ждет любви, но часто получает осуждение, обвинение, издевку или насмешку из ближайшего окружения. Это психологически может человека убить.
РГ: Кризис первого курса. Что стоит за этим психологическим термином?
Маховская: Очень большие надежды связываются с поступлением: это и успех в самостоятельной жизни, и надежды на поддержку и принятие талантов, которые были одобрены в школе. Но нет профессионализма, нечем "крыть" критику старшекурсников. Мальчишки с первого-второго курса часто просто "слетают", бросают вуз. Вернуться потом трудно, образование платное, а стандарт, на который ориентируются современные молодые люди, очень высокий. Он требует прежде всего денег. Вот эти первые взрослые годы безденежья воспринимаются как настоящее унижение. Поэтому к первокурсникам и второкурсникам психологи приглядываются особенно пристально. Переход этот возрастной очень трудный. Девчонки в этом возрасте легче переносят необходимость сидеть у кого-то на шее и невозможность быть звездой первой величины. Мальчишкам труднее, потому что они ставят пред собой очень высокую планку.
Мало того, чем более творческая личность, тем больше уровень невротизма. Одаренный человек более уязвим именно из-за лабильной (нестабильности) психики.