Производители сельхозпродукции настороженно ожидают принятия нового закона о ветеринарии. Как им кажется, санитарные требования теперь станут чересчур лояльными, а вот зарубежные страны вряд ли пустят их продукцию на свои рынки.
Минсельхоз при этом успокаивает - на повестке дня только малая часть нововведений в отрасли.
Ситуация с ветеринарным контролем в ближайшее время может стать похожей на неразбериху в лесном хозяйстве, которая стало виной катастрофических пожаров этого лета, считает Сергей Лисовский, первый зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу. Сейчас в Госдуме в ожидании уже второго чтения находится законопроект, передающий ветеринарный контроль от федеральных ведомств в регионы. При этом, по его словам, дополнительные субвенции в региональные бюджеты не рассчитаны. Конечно, федеральная казна от этого только выиграет, считает сенатор. Однако субъектам вряд ли хватит средств для обеспечения и половины такого "доверительного отношения" центра.
Закон, который, по мнению бизнеса, держится пока в секрете, подразумевает передачу права проверки таможенной службе. С постов на границах ветеринаров уберут, а заверение в качестве и безопасности будут носить исключительно документальный характер - под "честное слово".
Бизнес при этом не видит плюсов в такой отмене административных барьеров. "Сейчас производители заинтересованы в справедливой конкуренции, - объясняет руководитель Национального союза производителей молока Андрей Даниленко, - после принятия закона условия на рынке будут неравными". В Россию, по словам экспертов, будут попадать дешевые продукты, которые считаются отбросами в Европе. При этом потребители получат некачественную, а иногда и небезопасную продукцию, а российские производители - недобросовестных конкурентов на рынке. Даже если россияне сами вытеснят с рынка такие товары, объявив им "покупательский" бойкот, выход на иностранные рынки для наших товаров закрыт. Зарубежные страны вряд ли откроют границы отечественному мясу и молоку, если не будут уверены в достаточном ветеринарном контроле производства.
Хотя, как говорит гендиректор Росптицесоюза Галина Бобылева, к 2012 году Россия вполне могла бы выйти на экспорт яиц и мяса птицы. "Куриный" рынок ежегодно прибавляет, по данным союза, по 16 процентов, а за последние пять лет открылось 370 новых предприятий.
Еще один потенциально экспортный продукт, оказавшийся под угрозой безопасности, - российская свинина. С девяностых годов производство этого мяса увеличилось втрое, а к 2012 году должно вырасти в 4 раза, говорит гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев. И, кстати, это не только 200 миллиардов рублей инвестиций, но и 150 тысяч рабочих мест на селе. Еще на конференции в Аргентине, как говорит глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, страны дали понять, что видят в России будущего поставщика мяса. Однако Евросоюз из-за вспышек африканской чумы на Северном Кавказе и в Краснодарском крае видит теперь скорее угрозу гибели своей отрасли. Причем такое отношение затрагивает и импортеров зерна - фуражная пшеница является переносчиком заболеваний.
От нестабильной ветеринарной обстановки страдают и переработчики - для них закрыты границы даже внутри региона. И пострадают, конечно, потребители. Опасности получить заваленный небезопасной продукцией рынок, по словам бизнеса, конечно, нет. Но если случится вспышка гриппа или чумы из-за отсутствия должного контроля, то поголовье резко сократится, а цены взлетят в разы, говорит Юшин.
Главный ветинспектор России Николай Власов, впрочем, тоже не доволен ни нынешней ситуацией, ни будущим законом. Существовало, по его словам, два документа. Один, размещенный на сайте Россельхознадзора для обсуждения, вариант которого не приняли. И другой - ожидающий второго чтения в Госдуме. Который, по мнению Власова, ничего не меняет и не дает. Как оказалось, и бизнес, и ветеринары выступают "за" жесткую вертикаль власти хотя бы в этом вопросе. Правда, представители минсельхоза пытались успокоить бизнес, пообещав, что этот законопроект только передает полномочия из центра в субъекты, а сам основной документ еще готовится и в ближайшее время будет опубликован для обсуждения.