06.10.2010 23:10
    Поделиться

    Общественный транспорт Москвы переведут на альтернативные источники энергии

    Город собирается перевести общественный транспорт на альтернативные источники энергии.

    Первые площадки, которые будут служить испытательным полигоном для новых типов экологически чистого транспорта, появятся в Москве уже в начале будущего года. Такое решение было принято на недавнем заседании правительства Москвы.

    Почта, парк, маршрутка

    Работой по созданию автомобилей в Москве по заказу города в течение последних четырех лет занимается целая группа предприятий и научных центров. Результат - целое семейство новой автомобильной техники. "Водородосодержащее топливо, мотор-колеса, развитие топливных элементов, комбинированные энергоустановки, - это, по словам министра науки и промышленности города Евгения Пантелеева, лишь некоторые направления деятельности ученых и производственников, уделявших до сих пор основное внимание созданию опытных образцов. Он напомнил, что аналогичной работой сегодня заняты правительства многих стран.

    Особую ставку на развитие экологически чистого транспорта делают мегаполисы. В Нью-Йорке программа перевода городского общественного транспорта на альтернативные источники энергии действует еще с 1992 года. Основная ее цель - эксплуатация автобусов на сжиженном газе. В Хельсинки, Праге, Роттердаме - новую жизнь приобретают трамваи, а знаменитые лондонские автобусы переводят на гибридные двигатели.

    Корреспондент "РГ" поинтересовался у Евгения Пантелеева, почему бы Москве просто не купить транспорт нового типа за рубежом. Оказывается, несколько лет назад пытались. "Объездили всю Европу, - рассказал советник Пантелеева Илья Минкин. - Были в Англии, Италии, Франции, Китае, на Тайване... Того, что искали, не нашли. Но 20-30 образцов за сумасшедшие деньги все-таки привезли. Куда это годится?"

    Городские власти уверены, что в настоящее время у Москвы есть все для перехода к промышленному производству. Не хватает пока лишь заказов. А их нет в свою очередь потому, что производство электромобилей и у нас на 20 - 40 процентов дороже, чем автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Но эта разница, по мнению экспертов, будет до тех пор, пока электромобили буду производиться в единичных экземплярах. Вот почему город решил больше не откладывать с испытаниями.

    Для начала электромобили начнут развозить в Москве почту и пассажиров парков. Затем маленькие комфортабельные автобусы, которые ходят уже по усадьбе Царицыно и заповеднику Воробьевы горы, а также по территории Всероссийского выставочного центра, начнут обслуживать пассажиров маршруток. Затем дойдет очередь и до муниципального такси.

    Что подгоняет столицу?

    Первые 38 электромобилей уже развозят в Москве продукты по школам и больницам. Их закупило государственное предприятие "Мосавтохолод" на средства, выделенные городом в рамках экологической программы. Каждый обошелся примерно в 80 тысяч евро.

    Удовольствие не из дешевых. Но вспомним, что в год на голову каждого москвича выпадает по тонне вредных выхлопов от уже имеющихся более чем трех миллионов авто с двигателями внутреннего сгорания. По данным ГИБДД, городской парк ежегодно увеличивается на 300 тысяч автомобилей. Вот и посчитаем, что ожидает жителей столицы, если все оставить так, как есть. В то же время в Москве переизбыток электроэнергии. Расчеты показывают, что ее хватит для эксплуатации 500 тысяч авто на электротяге! К тому же если бензин в России стоит примерно столько же, сколько и за рубежом, то электроэнергия - значительно дешевле.

    Перспективен и переход на газ. Ведь на смену эпохе нефти в автомобилестроении грядет эпоха метана, говорят эксперты. В столице целый 11-й экспериментальный парк оборудован автобусами, работающими на метане.

    Образец - не повод для эйфории

    Впрочем, эксперты предостерегают московские власти от эйфории перед опытными образцами, и прежде чем запускать их в серию, призывают провести более масштабные испытания. На пути авто с альтернативными видами топлива немало еще преград. Например, министр природопользования и охраны окружающей среды столицы Леонид Бочин заявил, что Россия не готова к его сертификации с законодательной стороны. Он напомнил, как три года потребовалось для того, чтобы зарегистрировать в Москве первые электромобили и получить для них номера. "Это было смешно, - вспоминал он. - Гаишник смотрит под капот, а там ничего нет. Где движок?" - спрашивает он. Эта проблема сейчас решена, но немало других еще осталось.

    На весь город, например, сегодня не найдется десятка автозаправок газом. Для того чтобы они появились, в каждом случае нужно строить компрессорную станцию с давлением 250 атмосфер, а это требует и времени, и денег.

    С зарядкой аккумуляторных батарей для электромобилей проще - розетку легко установить на любой АЗС. Но тут другая сложность - у электромобилей малый запас хода - километров на 70, следовательно, их нужно заряжать чуть не каждый вечер. И тем не менее движение в сторону экологически чистого автомобиля началось и вряд ли его остановишь.

    Справка "РГ"
    • Первый электромобиль был сконструирован в 1838 году в Англии, в то время как автомобиль с двигателем внутреннего сгорания появился лишь в 1886 году.
    • В начале ХХ века только в США выпуск электромобилей достиг 10 тысяч экземпляров. В 1910 году в Нью-Йорке работали около 70 тысяч такси на электротяге.
    • В 2010 году японцы сделали электромобиль, пробежавший 1003 километра и 184 метра на одном заряде аккумулятора.
    • Недавно электромобиль с литий-ионными аккумуляторами на солeном озере в штате Юта установил рекорд скорости 495 км/ч на дистанции 1 км.
    • Правительство Германии планирует к 2020 году вывести на дороги страны 1 миллион гибридных и чисто электромобилей.
    • Мировой лидер по производству электрического транспорта сегодня - Китай.
    Поделиться