В среднюю школу N 4 города Витебска преподавать русский язык и литературу Светлана Тресцова пришла 22 года назад. Ее ученики не раз участвовали в городских и международных олимпиадах. Кроме того, Светлана Васильевна сама занимается научно-исследовательской работой. Недавно она решила попробовать свои силы в смотре научных работ на Х Международном Пушкинском конкурсе. Получилось успешно: ее пригласили на финал конкурса в Москву, где она оказалась в числе 50 победителей, награжденных дипломами, специальными премиями и поощрительными призами.
Пушкинский конкурс, призванный популяризировать русский язык и укреплять его позиции в мире, собрал в российской столице учителей словесности из стран СНГ, Балтии, Болгарии, Израиля и Германии. Тема научно-исследовательской работы для всех была общей: "Большая перемена. Какую опору и поддержку получил русский язык в вашем государстве и вашей школе?"
- Характер научно-исследовательской работы был творческим, поэтому выполнялась она в форме сочинения, - рассказывает Тресцова. - Я постаралась оглянуться на свой учительский опыт и посмотреть, что в плане изучения русского языка изменилось в лучшую или худшую сторону.
Жюри конкурса, куда вошли писатель Георгий Пряхин, автор учебника русского языка Виталий Костомаров и другие известные личности, кого-то выделяло за честность, кого-то - за принципиальность, в чьих-то работах отмечало романтический подход к раскрытию темы. Что же касается преподавателя из Витебска, среди проблемных моментов она заострила внимание на крайне малом количестве часов, отводимых на изучение языка в старших классах, хотя, как ни парадоксально, именно это, по ее мнению, заставляет многих учителей искать творческие подходы к изложению материала. А к плюсам, способствующим развитию "великого и могучего" в Беларуси, Светлана Васильевна отнесла прежде всего наличие двух государственных языков, возможность преподавать на русском, участвовать в русскоязычных олимпиадах и конкурсах. К слову, в нынешнем году работы некоторых своих учеников она уже отправила в Смоленский госуниверситет на международную олимпиаду школьников по русскому языку.
- Если бы за успешное выступление в крупных интеллектуальных конкурсах существовала четкая система каких-либо ощутимых бонусов, для учителей это стало бы дополнительным стимулом повышать свое мастерство, а ребята стремились бы больше читать и быть более грамотными, - считает Тресцова.
Похожей точки зрения придерживаются в Московском гуманитарном педагогическом институте и других крупных российских вузах, которые готовы бесплатно приглашать к себе для стажировки пушкинских лауреатов нынешнего года.