Лучший эмоциональный фон, чем вручение Нобелевской премии двум русским физикам - Гейму и Новоселову, работающим в Манчестере, нельзя было и придумать. Научная и деловая элита, соотечественники более чем из 70 стран приехали в Москву, чтобы размышлять о том, что они могут сделать для модернизации России.
Тот русский мир, который сегодня, по мнению Вячеслава Никонова, составляет почти треть миллиарда, многолик, многообразен. Для кого-то в ХХ веке родина была раем, который они потеряли, для других - адом, из которого они сбежали. Поэтому столь противоречивы и трудны были пути сотрудничества диаспоры с Отечеством. Когда мы в молодости провожали своих друзей через Израиль в разные страны, казалось, мы с ними прощались навсегда. Берлинская стена ведь пала не только для немцев. Сегодня нет проблемы въезда-выезда, есть разве что проблема денег и профессии, есть выбор среды и качества жизни.
Глава Совета Федерации Сергей Миронов честно признал, что долгие годы политика России по отношению к соотечественникам была непоследовательной. Однако сегодня, по мнению спикера СФ, русское зарубежье является "модернизационным классом". Позволю еще одну его цитату: "Мы активно ведем работу по улучшению закона о соотечественниках, создаем благоприятные условия для их возвращения на родину, планируем шире привлекать их возможности при создании интеллектуальных центров". Тут больше пока надежды. Тем не менее есть что сказать и конкретно.
Вчера закончился прием заявок от ведущих ученых мира, которые в результате конкурса смогут работать в научных лабораториях России. 500 человек изъявили желание, 250 из них проживают за рубежом, 70 - наши соотечественники. На этот уникальный эксперимент страна выделяет 12 миллиардов рублей. Да, у нас все время были Кулибины, на Западе - Эдисоны, которые не просто изобретали лампочку, а делали все, чтобы ее можно было купить в любом магазине.
Игорь Ефимов, профессор Вашингтонского университета, уехал из России в 1992 году, успешно занимается биомедицинской инженерией. Его выступление было очень оптимистичным, даже несмотря на то, что у него есть проблема - сын плохо говорит по-русски. Профессор Ефимов - вице-президент Ассоциации русскоговорящих ученых RASA, их сайт "Думаем по-русски" известен многим в мире. Они могут быть реальными паромщиками. При нынешней глобализации и современных технологиях уже не так важно, в какой стране находятся любимые комнатные тапочки.
Ермолай Солженицын, компания McKensey:
- Мой отец очень близко воспринимал историю раздвоения российского народа в ХХ веке. Наша диаспора - уникальное явление, потому что большая ее часть оказалась за рубежом не по своему желанию. Ведь обычная диаспора - это люди, которые хотят что-то изменить, куда-то мигрируют, у них положительные связи остаются с базой, они туда шлют деньги, целые экономики, например Филиппины, за их счет существуют.
У нас же не было общности. Были лагеря, два враждующих клана, предатели, трусы, отщепенцы, цээрушники, агенты... Российская диаспора стала нормальной только после распада СССР.
Полжизни я прожил на Западе, полжизни здесь, и очень доволен, что вернулся в Россию. Какие барьеры сегодня надо снять, чтобы Отечество стало привлекательнее? Мне кажется, для модернизации России нужны знания, навыки, контакты. Еще более нужна жизненная позиция. У нас не сформировано понятие гражданина, люди вечно ждут, что все решит начальство. Нет способности самоорганизоваться, своими руками добиться какого-то успеха, с готовностью протестовать, когда знаешь, что не так.
Перед тем как вернуться в Россию, многие банально, на уровне комфорта сравнивают жизнь и быт там и здесь, сравнивают все, что нужно их семьям. Россия тут проигрывает часто... Надо вырастить гражданина, тогда станет лучше жизнь, и новое поколение русского зарубежья может связать с Отечеством свою судьбу.