Вениамин Смехов расследует "Дело темное"

9 октября в 16.25 на канале НТВ - премьера еженедельного исторического детектива "Дело темное". В проекте будут воссозданы и расследованы самые резонансные события ХХ века.

Например, первая серия цикла называется "Покушение на Ленина". Официальная трактовка этого дела всем известна - в Ильича стреляла сочувствующая эсерам Фанни Каплан. Но так ли все было на самом деле? Ведущий проекта - народный артист России Вениамин Смехов - ответил на вопросы обозревателя "РГ".

Российская газета: Вениамин Борисович, ваш роман с телевидением продолжается. "Дело темное" - это далеко не первая телепрограмма, которую вы ведете.

Вениамин Смехов: Цикл "Театр моей памяти", который я вел на канале "Россия", завершился в конце 90-х. На ТВ Центре "Таланты и поклонники" идут до сих пор. Мне казалось, что я закрыл для себя тему авторской программы. Но именно в этом году в моей жизни случилось три возвращения. Первое - через 30 лет после пьесы "Али-Баба" я сочинил новый цикл о танго, второе - я снова выхожу на сцену и третье - телевизионный авторский жанр.

РГ: А вы фильмы Пивоварова "Ржев", "Москва. Осень. 41-й" смотрели или не получалось? Ведь с вами сейчас работает та же команда, что трудилась и над ними.

Смехов: Не получалось смотреть. Но я слышал мнение тех, у кого получалось. И Алексея, и его команду выделяют в хорошем смысле этого слова. У него ведь есть еще очень хороший цикл "Авиаторы".

Для меня телевидение - опасная территория. Не хочется терять собственного удовольствия быть свободным...

РГ: ...но ведение еженедельной программы свободного времени оставляет не много.

Смехов: Я имею в виду свободу выбора, Сусанна. Независимость. И именно ее мы определяли в первых разговорах с Пивоваровым. Он убедил меня: заманить актера, да еще пишущего, очень легко. Когда Пивоваров назвал персоналии - Есенин, Маяковский, Ленин, Троцкий, Андропов, Киров... Мне дали почитать синопсис. Хорошо, грамотно, литературно. Тем более что мне благородно разрешают вмешиваться в эту ткань.

РГ: Вмешиваться каким образом?

Смехов: Если в тексте что-то утверждается слишком резко, автор уверен в таких-то и таких-то убийственных поступках, я предпочитаю преподносить информацию по совету, который когда-то мне дал Зиновий Гердт. Нужно строить фразу, как англичане. Они говорят: "Кажется, что..." или "Я полагаю, что..."

РГ: В новой программе вы выступаете в роли детектива. Вам нравится вести расследования?

Смехов: Я бы сказал по-другому. Путь скорее литературно-исторический. Зная такую-то историю и пользуясь уникальными возможностями документального проникновения, как в случае, скажем, с Кировым, когда есть новые документы, интересно готовить фильм. Это ближе к доброму понятию журналистское расследование.

РГ: А каким вы будете в проекте "Дело темное"? В черном длинном плаще...

Смехов: Я буду таким, какой есть. И просто стану отвечать на интересующие меня и других вопросы. Например, могла ли Фанни Каплан стрелять в Ленина, если у нее была диоптрия минус восемь и вообще вместо трех было четыре пули? Кто мог руководить эсерами? Что делали первые лица государства? Мне очень понравилось работать над фильмом о Кирове. Есть там модная вещь - реконструкция событий... Арт Док или Док Арт? Я недавно приехал из Перми, где работал в совете фестиваля "Текстура", и там был проект "Человек.doc" - пять историй документального театра, представляющих на сцене героев современной культуры: художников Олега Кулика и Александра Петлюру, поэта Андрея Родионова, режиссера и сценариста Ольгу Дарфи, рэпера Смоки Мо. Так вот, образно говоря, "Человек.дос" - это то, чем сегодня дышит культурное пространство. И то, что на разных каналах к этому обращаются, лишнее тому подтверждение.