Общественный градостроительный совет при мэре Москвы одобрил территориальную схему Восточной зоны города.
Ее реализация, по словам врио мэра Москвы Владимира Ресина, значительно повысит комфортность проживания в этой части города, и что очень важно - фактически без уплотнения застройки.
Такая масштабная схема, затрагивающая территорию площадью более чем 2 тысячи гектаров, разработана архитекторами и проектировщиками впервые. По мнению главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, это позволит комплексно решить многие жизненно важные вопросы проживающих здесь 260 тысяч москвичей. А их накопилось немало. Взять хотя бы жилье: из 5 миллионов квадратных метров, построенных в округе, 2 миллиона "квадратов" - некомфортное. Да и им обеспеченность намного ниже, чем в целом по городу - всего по 17 квадратных метров на душу населения при 23 квадратных метрах, приходящихся в среднем на москвича. Вот это жилье разработчики территориальной схемы - НИиПИ Генплана Москвы, и предлагают снести, а на его месте построить новое.
"А не более по-хозяйски было бы реконструировать старые дома, а не пускать их под нож бульдозера?" - задал вопрос академик архитектуры Юрий Бочаров. "Опрос показал, что лишь жители улиц Краснобогатырской и Щербаковской, застроенных домами получше, хотят остаться в прежних стенах, - ответил Александр Кузьмин. - Все остальные с удовольствием готовы распрощаться со своими нынешними пятиметровыми кухнями и потолками высотой два с половиной метра в домах из силикатного кирпича и справить новоселье. Правда, желательно в своем же районе".
Учитывая пожелания жителей, архитекторы предложили построить десять градостроительных комплексов и устроить волновое переселение тех горожан, чьи дома попадут под снос. "Но все должно делаться именно для уже проживающих здесь москвичей, а не для того, чтобы привлечь новых жителей", - подчеркнул Владимир Ресин.
Не забыли проектировщики и о социалке, дефицит учреждений которой так же остро испытывает население округа. В одних детских садиках не хватает 10 480 мест, еще 16 687 - в школах. Наряду с их строительством в соответствии с градостроительными нормами запланировано построить новые спортивные центры в жилых районах, поликлиники, предприятия сферы услуг.
Еще одна острейшая проблема на востоке - низкая плотность дорожно-уличной сети. Для связи с городом у жителей пока есть фактически лишь два пути - МКАД да пара магистралей, ведущих в центр столицы. Поперечных же связок между районами и округами нет ни одной. Но шансы зато теперь на их появление уже есть: 4-е Транспортное кольцо строится, в планах стоит и строительство Северной рокады.
К тому же новая территориальная схема предполагает не только сохранить все рабочие места, которые имеются, но и добавить новые. Это позволит сократить загруженность дорог теми, кто сейчас вынужден ездить на работу в центр столицы. Неухоженные, сплошь и рядом застроенные складами и всякими коммунальными объектами огромные промзоны облагородят. Русла речек, которых здесь немало - Яуза, Хапиловка, очистят от временных построек, и они станут зеленым и голубым украшением востока Москвы. Причем гаражи теперь предполагается не сосредоточивать, как прежде, в тех же промзонах, а строить одновременно с домами в пешеходной доступности от них. "Работа проделана чрезвычайно важная, - отметил и. о. префекта Восточного административного округа Николай Евтихиев. - Я надеюсь, что такой комплексный подход в корне изменит жизнь нашего населения".