Уже неделю пока абсолютно безрезультатно венгерские власти борются с последствиями разлива красного шлама. Причем их действия настолько неадекватны сложившейся катастрофической ситуации, что все активнее обсуждается сценарий повторения трагедии с куда более страшными последствиями для всей центральной Европы.
Пока местные спасатели при отсутствии четкого плана работ топчутся в красной ядовитой жиже, эксперты делают все более мрачные прогнозы. Правда, полностью им доверять явно не стоит, так как работают они в практически полном информационном тумане. Иными словами, на данный момент их экспертные мнения больше похожи на гадание на шламовой гуще. Ведь за прошедшие семь дней не удалось найти ответы даже на главные вопросы: сколько именно отходов вытекло из аварийного резервуара и как много еще ядовитой жижи может накрыть окрестности новой волной?
Разброс озвучиваемых ответов настолько велик, что не приходится сомневаться в крайне слабой местной экспертной базе. По одним данным, в резервуаре осталось лишь 500 тысяч кубометров шлама. По другой, пессимистичной версии, отходов там в 40 раз больше, а именно 20 миллионов кубометров. Если верить словам руководства алюминиевого завода в городе Айка, которое заявляет, что при прорыве резервуара утечка составила 700 тысяч кубометров, или примерно 2-3 процента от общего объема хранившихся отходов, то становится очевидно, что правы именно пессимисты.
Возможно, остатки не представляли бы такого большого интереса для экспертов, если бы не появившиеся в прошлую субботу крайне тревожные новости: оказывается, стенки резервуара дали новые трещины. Иными словами, нельзя исключать, что в ближайшие дни большая часть 20 миллионов кубометров также отправится в путь к Дунаю. И тогда экосистеме всей центральной и южной Европы будет нанесен удар, соизмеримый по масштабам с Чернобыльской катастрофой. Ведь в красном шламе содержатся тонны мышьяка, ртути, свинца, хрома и кадмия - убийственная смесь для всего живого.
Эксперты тут же разделились на два лагеря. Одни уверены, что от гигантской экологической катастрофы Европу пока спасает лишь хорошая погода. Если же начнутся дожди - новых прорывов резервуара не избежать. Более того, по их данным, даже в хорошую погоду, особенно в ночные часы, стенки все равно медленно, но верно дают новые трещины.
Оптимисты же не спешат бить тревогу. По их данным, трещины не растут. С ними полностью согласен, к примеру, представитель управления по чрезвычайным ситуациям Венгрии Тибор Добсон.
Тем не менее в близлежащих к резервуару районах полным ходом идет подготовка к массовой эвакуации. А ремонтные бригады в спешном порядке пытаются заделать обнаруженные ранее трещины. Параллельно возводятся новые дамбы. К примеру, в выходные была завершена первая оборонительная стена высотой пять метров и длиной 400 метров. На новые дамбы, правда, уже нет ни средств, ни новых человеческих ресурсов.
Остальные же члены Евросоюза не спешат проявлять общеевропейскую солидарность. Ахов и охов, конечно же, много. Но вот реальной помощи пока нет.
Единственное, что за неделю смогла собрать Европа в помощь Венгрии, так это группу из пяти экспертов, которые в понедельник прибыли в Будапешт для оценки на месте последствий экологической катастрофы. Выстоят ли потрескавшиеся стенки резервуара до завершения их неторопливой экспертной деятельности? Европе, конечно же, нужны точные ответы на многие вопросы. В том числе для того, чтобы выработать четкий план адекватных восстановительных действий. Но какой ценой эти ответы могут быть получены?