Правительство разработало и внесло в Госдуму законопроект, регулирующий порядок исчисления акцизов на алкоголь. Документ предусматривает авансовую уплату акциза при приобретении спирта, дифференциацию размеров ставок акциза на этиловый спирт, а также возможность освобождения от авансовой уплаты акциза по приобретаемому спирту в случае представления производителями алкогольной и спиртосодержащей продукции банковской гарантии.
По мнению директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, авансовый платеж или банковская гарантия освободят государство от лишнего контроля за всей сегодняшней цепочкой платежей акциза (и производителем спирта, и производителем алкоголя). В то же время сама по себе такая схема вовсе не является панацеей в борьбе с нелегальным рынком; с нелегального спирта не платили акциз раньше, не будут и в будущем, если за каждым заводом - производителем спирта не будет жесткой системы контроля. В настоящее время не менее 35-40% спирта находится, судя по объемам легального производства спирта и легального производства конечной продукции, в теневом сегменте.
Вместе с тем это достаточно проблемная, на первых порах, процедура для бизнеса - денег у большей части спиртзаводов сегодня нет, банковскую гарантию им никто не даст (половина спиртзаводов находится в плачевном состоянии, при этом многие из них это поселкообразующие предприятия). Остановка и уход с рынка части спиртзаводов затронет социальную сферу не менее 50 населенных пунктов.
Кроме того, сегодня - при отсрочке платежа акциза с момента производства, есть хотя бы частичная возможность погасить платеж поступающими за продукцию деньгами, теперь такая возможность исчезает, что приведет к некоторому удорожанию готовой продукции за счет стоимости банковской гарантии, дополнительных кредитов и т.д. Осуществить предоплату или получить банковскую гарантию смогут только крупные компании. Наверняка и количество банков, выдающих гарантии, будет ограничено.
Законопроектом предусматривается также реализация этилового спирта по нулевой ставке акциза для производителей лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции, не признаваемых подакцизными товарами.
- Несмотря на постоянную критику этого пункта многими экспертами по причине того, что спирт из этого сегмента перекочевывает в производство водки, или то, что эти средства двойного назначения по низким ценам население пьет, - я это предложение поддерживаю, - говорит Вадим Дробиз. - Если государство не хочет (как это сделано в каждой цивилизованной стране) иметь легальный алкоголь для самых нижних слоев потребителей, то пусть лучше население пьет дешевые аптечные и прочие настойки промышленного производства, чем какую-нибудь гадость.
Ежегодное увеличение ставок акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов составляет 10 процентов.
По мнению эксперта, на сегодняшний день это максимально возможный уровень роста ставки акциза. Реальная минимальная цена бутылки водки в 2010 г. при росте ставки на 10% составила 105-110 руб. Это уже в 2010 г. практически привело к тому, что впервые за последние 10 лет реальная борьба с нелегальным алкоголем со стороны Росалкогольрегулирования привела к снижению объемов нелегальной водки и ликеро-водочных изделий (ЛВИ) минимум на 32%, но это не привело к росту продаж легальной продукции - минимальная цена перешла рубеж в 100 руб. Это уже очень дорого для примерно 25 млн потребителей водки и ЛВИ. Они не отказались от алкоголя, но и не перешли в легальный сегмент при сокращении нелегального. Плюс 10% к ставке акциза на 2011 год - это уже реальная минимальная розничная цена в 115-120 руб. И это приведет к новому снижению объемов потребления легальной продукции при сохранении уровня потребления в целом. А переход в нелегальный, альтернативный и суррогатный сектора - это уже вопросы безопасности и здоровья населения.