Новости

12.10.2010 00:07
Рубрика: Культура

Российская гвардия триумфально вошла в Париж

В парижском Музее армии (Musee de l`armee) открылась выставка "На службе у царей"

Экспозиция посвящена истории Российской императорской гвардии. Более 240 предметов из собрания Эрмитажа создают образ гвардии в разные времена.

Одна из первых реликвий - мундир Петра I Преображенского полка, в котором он участвовал в Полтавской битве. Его треуголка, пробитая пулей.

В соседней витрине огромное полковое знамя, с которым первые гвардейские полки шли в атаки под Нарвой. Французских журналистов больше поразило другое знамя. Под потолком часть экспозиции осеняет знамя Преображенского полка, с которым он входил в Париж в 1814 году.

"Как вы могли сохранить все это?"- расспрашивали журналисты хранителей Эрмитажа, идя от витрины к витрине, в которых представлены военные мундиры императоров России и великих князей.

Десятилетия эрмитажники хранили в тайне принадлежность тех или иных вещей членам императорской семьи, обозначая мемориальную вещь просто "мундир офицера такого-то полка".

Живописные портреты императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой в мундирном платье. И само платье Екатерины, сшитое по форме, но с учетом дамской французской моды той поры. Несколько раз эрмитажным хранителям удалось к живописному портрету офицера добавить тут же на манекене его мундир в прекрасной сохранности.

Трагическая страница истории российской гвардии, когда она впервые оказалась по разные стороны баррикад 14 декабря 1825 года, показана образно и лаконично.

В одной витрине мундир великого князя Михаила Павловича, в котором он командовал на Сенатской площади полками, сохранившими верность императору, рядом с ним мундир офицера восставшего лейб-гвардии Гренадерского полка. А между ними - офицерская шпага как символ чести.

Шинель императора Александра II, в которой он был вынужден бежать по Дворцовой площади от пуль стрелявшего в него пять раз террориста Соловьева. Следы от пули на шинели, вырванный кусок подкладки...

Если всех государей России хоронили в мундирах офицеров лейб-гвардии Преображенского полка, то Николай I был погребен в мундире лейб-гвардии Казачьего полка. То был единственный полк, не участвовавший в восстании декабристов.

Серебряные трубы Казачьего полка прибыли на выставку из Королевского военного музея Бельгии. В Бельгию офицеры полка отправили полковое серебро и мундиры офицеров императорской фамилии на хранение в 1930-е годы из Парижа в целях безопасности, когда к власти во Франции пришли левые силы.

Николай II, когда в России отмечали столетие победы в Отечественной войне 1812 года, вернул гвардейским полкам парадные мундиры старых образцов. Были подарены памятные знаки и жетоны, специальная полковая посуда для гвардейских офицерских собраний.

Вот каким увидел парад императорской гвардии в Красном Селе по случаю визита в Россию президента Франции Пуанкаре в 1914 году писатель Леонид Соболев: "...Гудело огромное поле под мерным - девяносто шагов в минуту - топотом ног. Латы и каски конницы блестели на солнце.

Шестьдесят три тысячи отборных императорских войск, сворачивая шеи в повороте головы, проходили перед царем и президентом. Воздух был полон плотных звуков медных и серебряных труб сводных оркестров... Золотые латы кавалергардов и кирасир блестят как червонцы, рассыпанные по зеленому сукну банковского счетного стола, разноцветные мундиры пехоты составляют узор сложный и прихотливый. Латы, каски, ментики, кивера, супервесты. Тонконогие кони собственных заводов и саженные солдаты собственных уездов, те и другие - в цвет, в масть, в рост".

С началом Первой мировой войны парадная одежда была уложена в сундуки, ее сменили серые и коричневые шинели. С фронтов Первой мировой и Гражданской императорская гвардия уже не вернулась... Что с ней стало, как никто другой знают потомки гвардейцев - первые посетители эрмитажной выставки.

В день открытия собравшимся был показан и фильм Александра Сокурова "Русский ковчег". И еще не раз во время работы выставки до 23 января в музее армии будут показаны фильмы и пройдут концерты музыки русских композиторов.

Открытие нынешней выставки для потомков гвардейцев и вообще для русских, живущих в Париже, - прежде всего радость встречи, обмен новостями. Пришедших приветствовал эскадрон почетной охраны президента Франции. В парадной форме времен Наполеона III - в медных касках с черными конскими хвостами, ярких мундирах, в сапогах со шпорами и парадным оружием - эскадрон выстроился в почетном строю.

Париж увидел и узнал Российскую императорскую гвардию в 1814 году, когда 19 марта в столицу Франции триумфально вошли ее полки и расположились лагерями у дворца Тюильри, в Булонском лесу, на Елисейских полях.

Затем было купание лошадей в Сене, балы с участием российских офицеров в красивой форме и превосходно говорящих по-французски, так что их иногда принимали за роялистов-эмигрантов. Примечательно в отношениях России и Франции то, что когда в одной стране случалась революция, другая давала приют беженцам.

Так, после октября 1917 года, покинув Россию вместе с остатками армии Врангеля, гвардейцы создали в Париже полковые союзы. И до 1950-х годов в Русской церкви на улице Дарю офицеры и кавалергарды давно расформированных полков в гражданских пиджаках и шоферских куртках служили молебны под сенью вывезенных из мятежной России полковых штандартов.

Офицерам лейб-гвардии Казачьего полка в 1929 году удалось перевезти полковой музей из Сербии в Париж. На средства, собранные офицерами полка, в 1949 году удалось выкупить особняк на улице Сен-Гийом. И в последние годы в музей стали передавать реликвии потомки гвардейцев других полков.

Отец, дед и прадед директора музея Александра Павловича Бобрикова служили в лейб-гвардии казачьем полку.

Не так давно музею правительством России были выделены деньги, и сегодня ведется ремонт его помещений. Заключен договор с Эрмитажем о реставрации части музейной коллекции.

17 октября по традиции на полковой праздник соберутся потомки офицеров-гвардейцев. Будет молебен, и торжественный вынос штандартов, поездка на могилы отцов и дедов на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, а затем трапеза.

Это особый ритуал, поскольку собравшиеся пользуются именными приборами своих предков-гвардейцев. Ведь каждый офицер при вступлении в полк заказывал себе личный серебряный прибор, стопку для водки, сосуд для шампанского. После торжественной трапезы все реликвии вновь убираются на хранение.

Культура Арт