Эксперты: Только совместная работа общественности и ГИБДД сможет обеспечить безопасность на дорогах

В "Российской газете" прошел "круглый стол" на тему "Безопасность дорожного движения: чья зона ответственности?"

На приглашение откликнулись действительно признанные эксперты, которых редко вместе соберешь. Итак, представим участников: член Совета Федерации Владимир Федоров, председатель правления научно-методического центра подготовки водителей Сергей Быков, депутат Государственной Думы Антон Беляков, лидер общественного движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков, председатель Комиссии по безопасности Московской городской Думы Инна Святенко, первый проректор Московского автодорожного института Павел Поспелов, заместитель председателя концерна "Шелл" в России Игорь Игнатьев, президент Российского Союза автостраховщиков Павел Бунин, председатель Центрального совета Общероссийского общественного движения "Гражданского общества" Анатолий Кучерена, доктор медицинских наук, профессор, эксперт в области человеческого фактора Валерий Козлов, начальник отдела пропаганды Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Шевченко, и заместитель начальника департамента ОБДД МВД РФ Виктор Нилов.

Антон Беляков: В России принято, что за безопасность дорожного движения отвечает ГИБДД. Если проанализировать мировой опыт, то там этим занимается общество вообще, и общественные организации в частности. Прежде всего международные автомобильные федерации, например FEA. В нашей стране представляет интересы этой компании Российская автомобильная федерация (РАФ). Возглавляет ее тот же человек, что и ГИБДД, Виктор Николаевич Кирьянов. Понятно, что он гораздо больше внимания уделяет работе на ниве госинспекции.

Владимир Федоров: Не согласен, что бремя ответственности перекладывается на общественные организации. В любой стране государство должно обеспечивать безопасную, безаварийную жизнь своих граждан. Это записано и в нашей Конституции. Ни одна общественная организация не будет строить дороги или производить автомобили. Это делает государство. В том числе и законотворчеством занимается. Общественные организации могут подавать идеи, но в конечном итоге, все решает государство. Это первый постулат. Но бесплатной безопасности не бывает. На безопасность надо выделять деньги. Очень хорошо, что есть программа по безопасности дорожного движения. Но плохо, что в 2004 году функции организации этой безопасности перешли МВД и ГАИ. Во всем мире полиция, милиция занимается вопросами контроля, а не вопросами организации. За это время у нас получилось, что министерство транспорта ушло полностью от вопросов безопасности дорожного движения. И сегодня вы в положении о минтрансе не найдете ни одной строчки о безопасности дорожного движения. Мне представляется, что этот пробел конечно в законодательстве нужно обязательно ликвидировать.

Виктор Нилов: Немножко не соглашусь с Владимиром Александровичем в том, что каким-то образом МВД само взяло на себя функции координации. Он же сам подтвердил то, что сегодня ни одно министерство, с точки зрения положений, не имеет той функции, которая бы давала возможность заниматься вопросами безопасности. Ведь в тот период времени, когда аварийность превысила все мыслимые и немыслимые границы, было принято политическое решение возложить координацию работы всех министерств и ведомств на МВД. И сейчас не только Министерством внутренних дел, но и всеми участниками программы нарабатывается очень много законопроектов. И в области здравоохранения, в области образования, в области транспорта и дорожного строительства. Здесь, конечно, свою роль играют и те поручения, которые дает президент. Без участия субъектов Федерации, муниципальных образований, без общественных организаций сегодня не смогли бы сдвинуть проблему с мертвой точки. А она действительно сдвинулась. 20 процентов сохраненных жизней, я считаю - это великолепная цифра.

Анатолий Кучерена: Существует серьезный дисбаланс во взаимоотношении между гражданином и непосредственно властью. Мы должны подумать, каким образом сегодня в этой части навести порядок. Мы часто слышим "умный город", "умное движение" так называемые интеллектуальные транспортные системы, но мы пока только об этом слышим. На примере Москвы я могу сказать, что транспортный коллапс существует потому, что руководители города не желали обращать внимание на эту проблему. Мы год назад разбирались по одному из адресов: на проезжей части строится дом. Я поднял нормативную базу и увидел, что запретить это строительство ни ГИБДД, ни ГУВД, ни Департамент ОБДД не может. Тогда о чем мы говорим? Получается, что у нас превыше всего деньги.

РГ: Павел Борисович, расскажите от лица страховщиков о проблеме безопасности.

Павел Бунин: Почему страховщики поддерживают мероприятия по безопасности дорожного движения? Очень простой коммерческий интерес: меньше ДТП, меньше выплат. Здесь на удивление хорошо складываются интересы государства и бизнеса. Мы постоянно контактируем с департаментом по обеспечению безопасности дорожного движения и стараемся проводить определенные адресные программы, в меру сил и возможностей. Мы работаем по двум направлениям. Первое направление - это некие пиар-акции. Может быть, вы их видели под общим названием "Не лезь в бутылку", когда мы пропагандировали трезвый образ жизни и вождения. Или рекламный ролик "Последняя встречная", когда мы пропагандировали мероприятия, связанные с невыездом на встречную полосу. Мы также пропагандировали мероприятия, связанные с упрощенным оформлением ДТП, еще ряд других проектов.

Необходимо привлекать деньги коммерческих структур в мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения. Вы видите рост количества автотранспорта? Дороги за ним не успевают. Поэтому необходимо на кого-то наложить ответственность за координацию различных общественных, государственных структур, и, возможно, бизнес-сообщества. Как вариант, в рамках реформы, которая сейчас проводится в МВД, Госавтоинспекцию, может быть, стоит выделить в отдельную структуру, которая будет обеспечивать безопасность дорожного движения.

РГ: Игорь Владимирович о бизнесе, о социальном партнерстве, о взаимоотношениях - вам, пожалуйста, слово.

Игорь Игнатьев: Концерн "Шелл" работает более чем в 100 странах мира, имеет более 100 тысяч сотрудников и у нас есть опыт реализации проектов в густонаселенных и удаленных местах, где транспорт играет очень важную роль. Ежедневно почти 20 тысяч водителей доставляют топливо на 45 тысяч автозаправочных станций, еще порядка 20 тысяч водителей работает на других краях, поэтому для нас проблема безопасности дорожного движения - это жизненная необходимость. И концерн давно живет по очень простому правилу: главное, чтобы каждый сотрудник компании вернулся домой. Если происходит в каком-то проекте ДТП - занимаются этим на уровне исполнительного директора. Обязательно создается комиссия, обязательно докладываются результаты, обязательно делаются какие-то выводы.

Очень активно и много мы работаем и с государством. На Сахалине ремнями начали пристегиваться еще до того, как было принято ужесточение штрафов. Это очень позитивно сказалось на общем уровне аварийности и обеспечения безопасности дорожного движения. Мы сейчас пытаемся тиражировать этот опыт.