11.10.2010 23:45
    Поделиться

    Минспорттуризм ожидает нашествия иностранцев в Россию

    Через пять лет поток иностранных туристов в Россию может вырасти до 40 миллионов человек в год. Такой фантастический прогноз обнародовала замглавы минспорттуризма Надежда Назина.

    Пока же этот показатель, как отмечают участники рынка, напротив, продолжает снижаться. Напомним, в прошлом году нашу страну посетили лишь 2,1 миллиона иностранных граждан, то есть в двадцать раз меньше намеченного. Дело в том, что туризм в России дорогой, визовый режим связан со многими проволочками, а организовать тур для иностранца бывает сложнее, чем в любой другой европейской стране. Нынешним летом смог от пожаров только добавил проблем. За один месяц число отказов от туров в Россию сразу выросло на 50 процентов.

    Но в минспорттуризме преисполнены оптимизма и полны решимости переломить ситуацию. Чиновники рассчитывают, что с внедрением новой федеральной целевой программы по развитию туризма его доля в нашем ВВП вырастет до 9-10 процентов. В 2009 году этот показатель составлял лишь 2,5 процента. По статистике, в среднем турист на отдыхе в день тратит порядка 100 евро. Так что при существенном увеличении въездного турпотока суммы для пополнения бюджета страны могут получиться весьма существенными. Правда, для этого придется перестроить всю существующую инфраструктуру. Число гостиниц и аналогичных средств размещения предполагается увеличить почти в 4 раза, объем платных услуг в этой сфере туризма - в 4,4 раза. По словам Надежды Назиной, всего на развитие туристической отрасли России до 2016 года планируется направить 352 миллиарда рублей, из них только 96 миллиардов - бюджетные средства. Реализовать эту программу министерство намерено за счет государственно-частного партнерства. "Туристические объекты будут обустраиваться за счет инвесторов, инженерная и обслуживающая инфраструктура - за счет федерального бюджета и региональных возможностей", - пояснила замминистра.

    Ранее сообщалось, что ФЦП должна быть утверждена правительством в октябре этого года. В 2011 году из федерального бюджета на реализацию программы будут выделены первые 2 миллиарда рублей.

    Как вам это?

    Сергей Шпилько, президент Российского союза туриндустрии:

    - На мой взгляд, некоторые целевые показатели новой ФЦП, например, по въездному туризму, выглядят несколько оптимистично. Если считать каждого въезжающего (не важно, работать человек приехал или к родственникам), можно, конечно, натянуть любые цифры. Если действительно ориентироваться на туриста, то нужно менять всю систему в целом. Отечественную туриндустрию душат транспортные тарифы, коммунальные платежи для средств размещения.

    В общем, издержки неуклонно растут, а норма прибыли неуклонно снижается. За исключением, может быть, крупных гостиниц бизнес-класса. Российским инвесторам сегодня гораздо выгоднее вкладывать деньги в туристическую отрасль других стран. Например, до 95 процентов отелей в Черногории строится на деньги российских компаний. Чтобы вернуть частный бизнес в Россию, нужно, во-первых, сократить бюрократическую волокиту, а во-вторых, сделать более эффективным налоговое стимулирование. Уже 21 европейская страна снизила НДС для гостиниц до уровня 5-7 процентов. В Польше в рамках развития сельского туризма от налогов вовсе освобождены небольшие отели до пяти номеров. У нас об этом даже страшно подумать.

    Также надо помнить, что недостаточно просто построить гостиницы и даже обеспечить высокий сервис (пока это тоже проблема). Не менее важно упростить избыточные туристские формальности. Например, Россия рассчитывает на либерализацию визовых режимов с теми странами, куда традиционно выезжает много наших соотечественников. Но если идти по пути: пока нам не упростят въезд, то мы тоже ничего делать не будем - вряд ли добьемся положительных результатов. Вон сколько за последние годы построено в разных концах страны современных горнолыжных комплексов, а иностранных туристов на трассах пока негусто. Зато ввели 72 часа безвизового пребывания на территории России для иностранных пассажиров круизных судов, потом распространили его на пассажиров морских паромов - и дело с развитием въездного круизного туризма пошло.

    Поделиться