Одно из главных событий осени 2010 года в сфере размещения государственного и муниципального заказа - это разработка номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков по проекту приказа Минэкономразвития России, вступающей в силу с 1 января 2011 года. Утверждения данной номенклатуры все участники госзаказа ждали долго, поэтому теперь у них появится ясность применения одноименных товаров, работ, услуг.
Утвержденная номенклатура товаров, работ и услуг в большей степени поможет тем заказчикам, которые размещают заказ путем запроса котировок или у единственного поставщика, когда поставки осуществляются предприятиями естественных монополий, гос учреждений или связаны с закупками для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Однако необходимо учитывать, что запрос котировок может применяться только при поставке одноименных товаров на сумму не более чем пятьсот тысяч рублей, подлежащую уплате в течение квартала. А размещение заказа у единственного поставщика - на сумму сто тысяч в квартал.
Другое не менее важное событие этой осени - это определение порядка проведения плановых проверок при размещении госзаказа. Настоящим порядком предполагается установить процедуру проведения плановых проверок по 94-ФЗ, со ссылкой на особенности проведения плановых проверок при размещении государственного оборонного заказа. С учетом важности стоящих задач государство наделило представителей контролирующих органов серьезными правами и контролирующими функциями.
Проведение плановой проверки соблюдения законодательства РФ о размещении заказов и иных нормативных правовых актов заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной, аукционной, котировочной либо единой комиссиями, уполномоченными на ведение официального сайта федеральным органом исполнительной власти или же на ведение реестров заключенных по итогам размещения заказов государственных или муниципальных контрактов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, лицам, осуществляющим действия или функции по размещению заказов, имеет свои особенности, в связи с чем объективно возникает необходимость тщательной подготовки к их проведению.
Работа контролирующих органов по подготовке к проверкам сложна и многогранна.
Во-первых, любая плановая проверка осуществляется на основании плана проверок, утвержденного руководителем контролирующего органа. План проверок утверждается на шесть месяцев, изменения в план проверок допускается вносить не позднее чем за два месяца до начала данной проверки, затем план проверок и все внесенные в него изменения обязательно размещаются на официальном сайте в сети Интернет.
Во-вторых, для проведения проверки назначается инспекция, в состав которой должно входить не менее пяти человек. О проведении плановой проверки контролирующий орган заблаговременно, не менее чем за семь рабочих дней до дня ее проведения, должен письменно или нарочно уведомить проверяемую организацию с указанием даты начала и окончания проверки.
Получив уведомление о дате начала проведения плановой выездной проверки, руководитель организации и начальник службы безопасности начинают подготовку к ней.
Непосредственно сама проверка будет осуществляться в два этапа - это предварительное рассмотрение заказов, находящихся в стадии размещения, на предмет их соответствия требованиям законодательства о размещении заказов и проверка заказов для нужд заказчиков, контракты по которым заключены.