Для того чтобы восстановить сгоревшие этим летом леса, в России создают шесть селекционно-восстановительных центров - в Татарстане, Алтайском крае, Костромской, Архангельской, Воронежской и Ленинградской областях. Вчера об этом стало известно в ходе селекторного совещания, которое провел с регионами первый вице-премьер Виктор Зубков.
Подведены итоги природных пожаров. За три квартала сгорело более 1,8 миллиона гектаров леса, немногим меньше, чем в прошлом году. Зарегистрировано 32 тысячи лесных пожаров, в полтора раза больше, чем в 2009 году. При этом в отличие от прошлого года на сей раз горела густонаселенная европейская часть страны. Кроме того, ураганные ветры повредили еще более 280 тысяч гектаров леса. Так что "общий убыток" перекрывает два миллиона гектаров.
Обычно, по плану, за год в стране сажают 180 тысяч гектаров новых лесов. В дополнение к этому Рослесхоз планирует за три года восстановить 400 тысяч гектаров леса. В первую очередь это так называемые социально значимые леса, которые "примыкают к населенным пунктам, объектам экономики и транспорта". Дополнительно потребуется 500 миллионов сеянцев, в первую очередь - хвойных пород. Для того чтобы их произвести, и создаются селекционно-семеноводческие центры.
Помимо развития лесовосстановления, Виктор Зубков обозначил на селекторном совещании еще три важнейшие задачи - унификация системы управления лесами на всех уровнях исполнительной власти, профилактика и борьба с лесными пожарами и укрепление финансовой дисциплины при использовании средств из федерального бюджета. Первый вице-премьер привел такие данные: в этом году из 15 миллиардов рублей федеральных субвенций регионы в среднем использовали только 60 процентов - "на зарплату, в основном". Остальные деньги пока не востребованы, несмотря на то что проблем в лесу у нас больше, чем достаточно.
В следующем году планируется выделить "на лес" 19 миллиардов рублей, но разговор идет о том, чтобы перераспределять средства от тех регионов, которые не могут найти применение федеральным деньгам, тем, кто знает, как со смыслом их истратить.
Виктор Зубков сообщил, что в бюджете следующего года выделено 5 миллиардов рублей на закупку противопожарной техники. Это много больше, чем было прежде. Причем эксперты говорят, что приоритет при закупках будет отдаваться отечественной технике, и это, таким образом, еще и поддержка наших машиностроителей.
Это, так сказать, федеральный пряник. А есть еще и кнут.
Виктор Зубков сообщил, что финансовая дисциплина станет одним из критериев оценки эффективности деятельности регионов по управлению лесами. Другими критериями станут своевременность проведения конкурсных процедур по проведению работ в лесу и уровень взаимодействия региональных властей с остальными при профилактике и тушении лесных пожаров. На основании оценки будет составлен рейтинг регионов. При этом Виктор Зубков дал понять, что его устраивает работа по управлению лесами далеко не во всех регионах.
Эту идею полноценно развил в докладе руководитель Рослесхоза Виктор Масляков. Он, например, сообщил, что в части регионов страны нет самостоятельных ведомств, которые управляли бы лесами, часто это структурные подразделения при различных отраслевых органах управления. А где-то, наоборот, есть избыток управляющих лесом структур. Так, в Калининградской области полномочия в области лесных отношений исполняют четыре органа управления, а в Красноярском крае - два. И это не формальный вопрос - больше половины федеральных субвенций расходуют на содержание органов управления лесами, так что эффективность работы последних - это и эффективность использования бюджетных средств. В Ямало-Ненецком автономном округе не израсходован 51 процент субвенций, в Пермском крае и Рязанской области - 48 процентов, - привел пример Виктор Масляков.
Кроме того, он остановился на системе софинансирования. В прошлом году регионы направили "на лес" из своих бюджетов 3 миллиарда рублей. Но это в общем. А в частности, в Воронежской, Ленинградской, Сахалинской областях федеральные и региональные суммы сопоставимы. В Ханты-Мансийском автономном округе, Волгоградской, Тюменской, Тверской и Липецкой областях регионы дали на лес даже больше, чем федеральный центр. Но при этом Свердловская, Смоленская и Ульяновская области вовсе не выделяют средств на лесное хозяйство. А Иркутская и Нижегородская области, получая в свой бюджет значительные лесные платежи, тратят на лес крайне мало. Так, в Нижегородской области, которая в этом году трагически прославилась своими лесными пожарами, из 177 миллионов рублей поступлений "вернули в лес" лишь четыре процента - 7 миллионов рублей.
Кроме того, Виктор Масляков сообщил, что, возможно, в России будет восстановлена служба лесной охраны, которую похоронил новый Лесной кодекс. Руководитель Рослесхоза отдал должное таким его принципам, как федеральная собственность на леса, приоритет долгосрочных арендных отношений и другие. Но все же после этого лета трудно не признать, что беречь лес от огня кто-то должен профессионально, а не по совместительству.