Количество компаний, оказывающих услуги в сфере бизнес-образования, уменьшилось за последние полтора года на сорок процентов, но спрос на качественное обучение персонала начинает расти.
Быстрые деньги
Особой популярностью пользуются тренинги для руководителей предприятий и топ-менеджеров высшего звена по выходу из кризиса.
До кризиса юг страны считался одним из самых перспективных регионов для развития центров по обучению персонала.
- Тренинговый рынок сжался почти в два раза на фоне общих экономических неурядиц, - говорит руководитель региональных спецпроектов одного из московских коучинговых центров Светлана Логинова. - Мы провели собственное маркетинговое исследование и выяснили, что в Ростове примерно каждая седьмая фирма направляла персонал на различные бизнес-тренинги, в Волгограде - каждая шестая, в Астрахани - каждая четвертая. Причем спрос на обучение рос на 10-15 процентов в год.
Однако кризис заставил не просто сократить финансирование таких программ, зачастую фирмы полностью отказались от обучения персонала с использованием внешних провайдеров. В настоящее время в качестве бизнес-тренеров выступают собственные более опытные сотрудники.
Сотрудники регионального агентства маркетинговых исследований также изучали южный рынок бизнес-образования.
В результате проведенного исследования выяснилось, что если в прошлом году бюджет на тренинговые услуги закладывали 77 процентов компаний, то в 2010-м - только 55 процентов. Чуть более половины опрошенных руководителей тратят на образование одного сотрудника от 10 до 50 тысяч рублей в год, 39 процентов - до 10 тысяч, три процента - от 50 до 100 тысяч и шесть процентов - более 100 тысяч рублей.
Атака клонов
В настоящее время интерес к тренингам серьезно снизился, говорят специалисты. И причиной тому не только кризис, но и профанация самой идеи бизнес-образования, которая произошла на фоне докризисного взрывного роста спроса.
- В период бурного расцвета этого вида услуг появилась масса компаний, выдающих некачественный продукт, - рассказывает Светлана Логинова. - То есть тренинги были рассчитаны не на конечный результат, а на достаточно размытые цели, например, на повышение коммуникабельности менеджеров по продажам или на сплочение коллектива.
Эффект от таких тренингов невозможно просчитать. Осязаемый результат обучения - это когда, к примеру, ставится задача - через месяц после тренингов повысить продажи на 10 процентов.
Оказалось, что далеко не всякая компания, оказывающая услуги в сфере бизнес-образования, имеет программы, нацеленные на конкретный результат. Многие представляют курсы-клоны, то есть абсолютно идентичные методики, различается только фамилия бизнес-тренера. И таких компаний было много, они буквально атаковали своими предложениями потенциальных заказчиков. Эти негативные тенденции подорвали авторитет среди потребителей данного рынка. Клиенты стали гораздо требовательнее, сейчас практически все компании устраивают настоящий кастинг бизнес-тренеров и выбирают лучшего. Финансовая нестабильность заставила уйти с рынка поставщиков некачественного продукта. Если до кризиса в Ростове-на-Дону данные услуги оказывали более тридцати компаний, то сейчас бизнес-тренинги проводят не более 15 организаций, да и то в основном не на постоянной основе, а только под заказ. Остались те обучающие центры, которые постоянно повышали уровень программ и преподавателей.
Южная оттепель
- В 2010 году в сфере бизнес-образования Юга России пока продолжается тенденция сокращения бюджетов и снижение количества обращения к внешним провайдерам, - говорит президент Южно-Российского клуба HR-менеджеров Галина Агуреева. - Позитивными характеристиками рынка бизнес-образования можно назвать незначительный показатель - семь процентов - принципиального отказа от любых форм обучения. Большинство компаний - 81 процент - планируют продолжить обучение сотрудников, что фактически соответствует данным докризисного периода. Можно с уверенностью сказать, что образовательная "оттепель" уже началась.
- Самый сложный период был с конца октября до середины февраля нынешнего года, - рассказывает бизнес-тренер Вадим Прокопенко. - Не могу сказать, что преподаватели сидели совсем без работы, но перспективы этой деятельности были весьма туманны. Сейчас компании размораживают бюджеты, постепенно оживает спрос на обучение персонала.
Изменилась и сама структура предложений в этой сфере. Пришлось кардинально пересмотреть портфель тренинговых программ. Если раньше компании воспринимали обучение как некий бонус для сотрудников, то сейчас все хотят немедленного результата. Появились тренинги "Как преодолеть кризис за три дня", "Увеличение продаж на двадцать процентов за две недели". Эти спекулятивные тенденции соседствуют с прагматичными и хорошо просчитанными учебными программами. Особой популярностью сейчас пользуются тренинги для руководителей разного уровня. Предприятия пересматривают стратегии продвижения продукции и развития своего бизнеса, меняют структуру компаний. Для этого нужны специфические знания, и зачастую топ-менеджеры обращаются к внешним преподавателям. Есть устойчивый спрос на программы для HR-менеджеров, которые ориентированы на работу с персоналом в условиях кризиса. Значительно увеличилось количество предложений программ по дебиторской задолженности, по работе сотрудников коммерческих структур в новых условиях. Пользуются спросом и тренинги по продажам. Сильно выросла потребность на краткосрочные тренинги, не более четырех-восьми часов. Спрос на сжатый формат обучения будет нарастать и дальше, отмечают эксперты.