Завершающие дни фестиваля "Балтийский дом" прошли в интенсивном режиме.
Обострилась главная коллизия и нерв всей программы, составленной его арт-дирекцией во главе с Мариной Беляевой. Мощные потоки литовской театральной метафорики - классические шедевры литовских мастеров "Отелло" Эймунтаса Някрошюса и "Маскарад" Римаса Туминаса (Малый театр, Вильнюс) - столкнулись с непривычным, парадоксальным и трудным театральным языком западных театральных держав. Начиная со спектакля польского мастера Кристиана Люпы "Персона. Мерилин" и заканчивая исполненной мрачного юмора работой Люка Персиваля "Дети солнца" (Талиа-театр, Гамбург) диалог питерской публики с современным театром явно испытывал трудности.
Бельгийский режиссер Люк Персиваль, чьи переписанные "Дядя Ваня", а до того - "Отелло" покорили питерскую публику, на этот раз еще больше сблизил свои позиции с отечественной "новой драмой". Его "Дети солнца" вполне соотносимы с "документальными" работами Алвиса Херманиса и Театра.doc. Кстати, в эти же дни Михаил Угаров, Елена Гремина, Михаил Дурненков и их подопечные интервьюировали на питерских улицах жителей нынешнего Петербурга, чтобы нанизать их рассказы на живую нитку work-in-progress и показать изумленным зрителям "Балтийского дома". Осовремененный текст Горького стал для Персиваля поводом рассказать о странно-виртуальной современной цивилизации, в которой живые люди давно напоминают картинки из комиксов, их отношения больше не нуждаются в объемных и полных разнообразной жизни театральных пространствах. Подобно Мейерхольду с его символистскими опытами на Поварской Люк Персиваль усаживает актеров в современных одеждах на жердочку - точно птичек - прямо перед бумажным полотном, на котором кто-то рисует нескончаемый комикс человеческой жизни. Домик, еще домик, имена живущих в них людей путаются с названиями поглощаемой ими пищи. Огурцы, селедка, борщ, свекла, солнечный круг в начале и кресты в конце - вот и вся история о людях, которые живут накануне страшных социальных потрясений и мучительно переживают тотальное равнодушие друг друга.
Буквальные трудности перевода, в результате которых текст ускользал от публики, и она гомерически смеялась, забыв о всякой петербургской интеллигентности, прекрасно иллюстрировали ситуацию "Детей солнца".
Будущей весной именно театр-фестиваль "Балтийский дом" удостоится чести принимать у себя престижную премию "Европа - Театру". Мероприятия, посвященные XIV Европейской театральной премии и XII Европейской премии "Новая Театральная Реальность", пройдут в Санкт-Петербурге с 12 по 17 апреля 2011 года. Эти дни пройдут при поддержке правительства Санкт-Петербурга и Министерства культуры РФ.
XIV Европейская театральная премия будет вручена Петеру Штайну, одному из наиболее значимых режиссеров немецкого и европейского театра второй половины двадцатого века. Премию "Новая Театральная Реальность" среди других получит режиссер Андрей Могучий.