Триумфально завершилась операция по спасению шахтеров в Чили. В четверг последние из 33 горняков поднялись на поверхность, обнялись с детьми, президентами Чили и Боливии, женами, женами президентов и просто наблюдателями.
После чего вновь были заперты, но уже на поверхности земли. Несколько дней они проведут в военном госпитале.
Если не считать пятерых спасателей, которые были подняты из-под земли самыми последними, операция завершилась выходом из капсулы "Феникс" начальника смены Луиса Урсуа. Выбравшись на поверхность, он первым делом "сдал смену" президенту Чили Себастьяну Пиньере, а потом рассказал, что горняки были настолько счастливы, что "хотели обнять зонд", когда тот впервые пробился в шахту. Слегка успокоившись, они прикрепили к нему несколько записок, описывающих их плачевную ситуацию, но до верха дошла только одна. Та самая "У нас в шахте все хорошо. 33".
Конечно, превзойти эксцентричность второго спасенного Марио Сепульведы не удалось никому. Ведущий техвидео, что шахтеры снимали под землей, доказал, что даже там можно "идти по жизни смеясь". Ну а выбравшись из заточения, он сумел развеселить весь мир, обозвав спасателей "моими сладкими", министра горной промышленности Чили Лауренсе Гольборне - "puta-большим боссом" и попросив, чтобы в госпиталь его везли на каталке вместе с женой.
Однако судьба других шахтеров тоже вызывала интерес. Например, на глазах миллиардов телезрителей родился новый латиноамериканский сериал под рабочим названием "Кого же выберет Йонни Барриос?" У выхода из шахты 52-летнего ловеласа ждали его жена Марта Салинас и ровесница их брака очаровательная 28-летняя блондинка-любовница Сусанна Валенсуэла. Йонни по кличке Доктор поцеловал любовницу, чем вызвал явное разочарование законной супруги. Она уткнулась ему в шею и начала рыдать. Барриос в главной роли этой мелодрамы был явно смущен и особых эмоций не выказал. Даже забыл проявить к жене хоть чуть-чуть нежности. Та уже попросила, чтобы домой он не возвращался, а уходил к другой.
Вторая после женщин мужская страсть - футбол - тоже, как ни странно, "поучаствовала" в спасательной операции. Четверо шахтеров после выхода на поверхность поднимали флаги своих любимых чилийских команд "Универсидад да Чиле" и "Коло Коло". А один из горняков Франклин Лобос - сам бывший профессиональный футболист - даже продемонстрировал, что не забыл свои навыки. Кто-то кинул ему мяч, и Лобос принялся чеканить, забыв, что его объятий ждут жена, дети и президент Чили Себастьян Пиньера.
Поздравления чилийцам и восхищение проделанной работой высказали спортсмены, актеры и политики со всего мира. Дальше всех пошел президент Боливии Эво Моралес, который специально прилетел в Чили. Впрочем, это неудивительно: ведь среди шахтеров был один его согражданин.
Причем Моралес хотел забрать его с собой на родину, но тот отказался, сославшись на то, что ему нужно некоторое время побыть под наблюдением врачей. Тем не менее визит Моралеса, возможно, послужит восстановлению отношений между двумя странами, которые испортились еще в XIX веке. До сих пор между Чили и Боливией ведутся территориальные споры, а руководители двух стран общаются друг с другом только в случае крайней необходимости. Но на этот раз и Пиньера, и Моралес находились в отличном настроении и разговаривали друг с другом с явным удовольствием.
Чем будут заниматься шахтеры после возвращения к нормальной жизни, пока не может сказать никто. Не исключено, что некоторые из них, например 56-летний Омар Рейгадас, продолжат карьеру. Для него это уже третий случай "подземного заточения", и его семья опасается, что не последний.
Между тем
Само спасение, по предварительным данным, обошлось Чили не меньше чем в 22 миллиона долларов. 15 из них потратило госпредприятие Codalco, которое и вело спасательные работы, а 7 пришлись на долю частных компаний. В эту сумму не включены траты на еду и проживание родственников рядом в лагере "Надежда" над рудником.